Лента новостей

13:33
В Бахмуте выбрали руководящий состав Общественного совета
13:26
Что скрывают переходные положения законопроекта о реинтеграции Донбасса
12:04
Вдоль трассы Краматорск – Дружковка 90 га земли были самовольно засеяны подсолнечником
11:58
Краматорск посетил Председатель пограничной службы Украины
11:45
Что нужно знать о миротворцах ООН на Донбассе
11:22
Энергетическая беспечность
10:50
С начала года 740 предприятий Донецкой области повысили уровень заработной платы
23:47
«Мы поражены темпами восстановления Авдеевки» - евродепутат
17:48
"Донбассэнерго" получила лицензию на поставку природного газа
16:05
Очереди на КПП ДНР продолжают впечатлять
13:00
В Краматорске жители Полтавской области занимались похищением автомобилей
12:31
Самолечение антибиотиками опасно
12:23
Переселенка отстояла свои права на пенсию в суде
12:16
ДНР задолжала за воду 1,6 млрд. грн
11:33
В Краматорске спасателям подарили автомобиль
11:28
Директор частного предприятия присвоил бюджетные средства
11:04
Цена кризиса
10:58
ЦОФ Добропольская установила абсолютный рекорд по переработке угля
10:54
Налоговой милицией Донетчины изъято табачных изделий на сумму 850 тыс. гривен
23:12
Собираетесь на отдых? Узнайте как легко оформить загранпаспорт и сэкономить свои нервы
16:55
На озеленении парка отдыха в Славянске хотели "отмыть" 17 млн. гривен
15:10
Алкогольный и табачный бизнес пополнил бюджет Донецкой области на 21,6 млн гривен
14:46
Дети из Львова и Донецкой области сыграли в футбол
14:42
Новый порядок контроля социальных выплат ВПЛ ожиданий не оправдал
14:06
Участие в государственных торгах. Как подготовиться и выиграть тендер
13:38
Питание для кошки: домашняя еда или специализированный корм?
13:22
В ДНР восстанавливают мост у Дебальцево
12:46
Донецкая область занимает 14 место по легкости ведения бизнеса
12:33
Обзор садового центра «Ева»
10:51
В Дружковке в ванной захлебнулся 3-летний мальчик
10:40
Украина и Канада - свободная торговля?
10:37
Добровольное страхование в Украине
10:27
Агрессивный балласт
10:13
Жителю Краматорска, который признался в умышленном убийстве, грозит до 15 лет за решеткой
01:01
Мой выбор в Fightwear: спортивная одежда и экипировка онлайн
00:46
Москвич выиграл в Гослото 157 миллионов рублей – это третий крупнейший выигрыш за год
22:24
Банкротам в Украине разрешат не платить?
16:20
Движение транспорта в День города Константиновки будет продлено
15:48
Можно ли красить профнастил
13:59
В ДНР идет строительство новой ЛЭП
12:25
Россия отказывается от гуманитарной поддержки Донбасса
12:05
Военнослужащего ВСУ будут судить за службу в рядах ДНР
11:37
В Мариуполе стартовал 7-й международный кинофестиваль "КиТы"
11:09
Украинцы массово сдают авто с еврономерами на разборку
11:02
Кишечная инфекция на Луганщине: за медпомощью обратились 60 человек
Все новости

Архив публикаций

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Штрафы для бизнеса от АМКУ

Штрафы для бизнеса от АМКУ


В середине сентября Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) обнародовал Рекомендательные разъяснения относительно расчёта штрафов за нарушения законодательства, входящие в его компетенцию. Тем самым бизнес получил своего рода правила игры, по которым будут рассматриваться дела о недобросовестной конкуренции. Но станет ли теперь прозрачней «игра» самого АМКУ?

Спорили-спорили, и вот…



Упомянутые рекомендации определяют основные принципы, которые будет использовать регулятор при расчётах штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Как главный бонус, устанавливается амнистия за неполучение разрешения на концентрацию монополии. Хотя этому предшествовало двухмесячное общественное обсуждение, документ продолжает вызывать немало вопросов в предпринимательской среде. И главный из них: будет ли теперь деятельность АМКУ такой же европейской, как и принятый им документ?

Комитет достаточно активно убеждал профессиональное сообщество в прозрачности и «европейскости» нового документа. Многие эксперты весьма скептически отнеслись к такой активности, ведь вся предыдущая деятельность АМКУ страдала отсутствием равных условий для предпринимательства, непрозрачностью и нежеланием налаживать нормальную коммуникацию с бизнесом. Основную функцию, предписанную ему антимонопольным законодательством: гарантию защиты государством здоровой конкуренции, — ведомство не выполняло. Скорее наоборот: многочисленные скандалы вокруг него и с его участием показывали, что оно само нередко являлось виновником создания неравноправных условий работы на отдельных рынках.

Впрочем, после объявления начала реформ и движения к европейским стандартам бизнеса, а также после смены руководства, АМКУ начал подавать надежды на скорые перемены в работе, которые в большей мере оказались оправданными.

Штрафуемся по-новому



Ранее отправной точкой для начисления штрафа был доход компании-нарушителя за последний финансовый год; правда, в расчёт не бралась степень отрицательного влияния определённого нарушения на соответствующий рынок. Теперь же штраф будет привязан к доходу, который получен или мог бы быть получен в связи с нарушением. То есть базовый размер штрафа будет рассчитываться в процентах от продаж нарушителя на задействованном рынке. При этом штраф может быть подкорректирован, исходя из наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Такой подход позволит ощутимо уменьшить вилку налагаемых штрафов, поднять стандарты доказательной базы нарушений, а сама санкция будет экономически обоснованной.

Особым отличием нынешних разъяснений является градация штрафов в зависимости от тяжести нарушения, подпадающего под действие антимонопольного законодательства. В частности за нарушения, которые квалифицируются как особо тяжкие, базовый размер штрафа составит 45 % от дохода (выручки). Сюда относятся ценовые сговоры, сговоры о распределении рынков, а также злоупотребление монопольным (доминирующим) положением.

Нарушения значительной степени тяжести, концентрация которых привела к существенной монополизации рынка, будут караться штрафом в размере 30 %. Средней и умеренной тяжести нарушения предусматривают штрафы в фиксированных суммах, или не более 5 % от дохода (выручки). Предусмотрено также увеличение или уменьшение штрафов (не более чем на 50 %) при их совокупном применении и наличии соответственно смягчающих либо отягчающих обстоятельств. В исключительных случаях, в частности — в виде сдерживающего нарушения фактора, допустим штраф больше предусмотренного, а при форс-мажоре — так называемый символический штраф.

Особенности национальных манипуляций



По сути разъяснения идут в ногу с европейскими требованиями, но вот размеры штрафных санкций для украинских компаний почему-то намного жёстче, чем существующие в ЕС. Там решение соответствующего антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке, и в зависимости от решения суда размер штрафа подлежит корректировке. У нас же суд может только рекомендовать регулятору пересмотреть своё решение. Европейские подходы к вопросу носят более гибкий характер. В частности, в ЕС для всех типов нарушений антимонопольного законодательства базовый размер штрафа установлен от 0 до 30 % от дохода (выручки). За наиболее тяжкие нарушения, такие как согласованные действия против конкуренции, база может быть дополнительно увеличена на 15–25 %. В украинском же варианте градация по степени тяжести прописана более подробно.

Понятно, что разработчики новых штрафов пытались идти в русле европейских методик, но вынуждены были учитывать наши реалии. Очевидно, поэтому и применён двухступенчатый уровень расчёта: сначала определяется базовый уровень штрафа, который потом может быть скорректирован в зависимости от обстоятельств дела. Но сам по себе новый метод наказания не сможет улучшить климат в антимонопольных отношениях без изменений в законодательстве и реальной судебной реформы. Учитывая, опять же, наши реалии, вполне обоснованно опасение, что учёт «обстоятельств» может провоцировать злоупотребления при начислении штрафов. Да и в случае судебного разбирательства нынешняя система, прочно застывшая в позе «реформа», не исключает манипуляций в пользу одной из сторон.

Ассоциация с Европой обязывает нас иметь нормативный акт, разъясняющий базовые принципы применения санкций к нарушителям антимонопольного законодательства. Такой документ разработан и находится в комитетах парламента: это законопроект № 2431 — необходимый шаг для имплементации с нормами ЕС. Его принятие даст возможность обжаловать решения АМКУ в суде. Это позволит бизнесу защитить себя способом, который принят во всём демократическом мире и является наиважнейшим принципом свободного предпринимательства. Zavarnik


Похожие публикации

Добавьте комментарий

 
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх