
Министр здравоохранения Максим Степанов призывает продлить жесткие карантинные ограничения и после 24 января. Эксперты оценили для интернет-газеты «Жизнь», насколько это аргументированный призыв, а также к чему может привести возможное продление локдауна - в том или ином виде.
Генеральный директор Аналитической группы "Левиафан" Николай Мельник считает, что когда во власти разворачивается дискуссия по локдауну, то есть три лагеря.
«Первый - врачи эпидемиологи, которые понимают, что лечить нечем, а иногда и негде. И они всегда за локдаун, - поясняет Николай Мельник. – Второй - экономический лагерь - всегда против локдауна. Ведь из-за него банкротятся предприятия, уменьшается деловая активность, и соответственно уменьшаются налоговые поступления и увеличивается расходы на поддержку бизнеса и населения. Ну, а политическое крыло (третий лагерь) всегда смотрит на последствия для рейтинга власти. Учитывая, что карантин поддерживает большинство населения Украины, власти тяготеют к позиции врачей. Но понимают, что запаса прочности у украинской экономики немного».
Что касается Степанова, то он, по мнению политолога, всегда будет за карантин. Более того, он сейчас как тестер общественной мысли для Офиса президента, заключает Николай Мельник.
Руководитель Центра анализа и стратегий Игорь Чаленко обращает внимание, что заявления министра здравоохранения в части будущих ограничений изо дня в день носят противоречивый характер. По его мнению, вполне очевидно, что это связанно не с эпидемиологической ситуацией, а с политически обострившийся обстановкой вокруг самого Степанова.
«По состоянию на сегодня нет предпосылок для продления январского локдауна в нынешнем формате, - уверен Игорь Чаленко. - В дальнейшем будут действовать карантинные ограничения, согласно постановлению правительства №1236, до конца февраля. Велик шанс их продления на весенний период - вплоть до завершения отопительного сезона».
В тоже время, нельзя исключать ужесточения карантина, считает эксперт.
«Сегодня явной является некорректность собранной статистики о новых заболевших в части отображения реального состояния дел. Потому власть, как по мне, будет следить в первую очередь за заполняемостью больничных коек, - говорит Игорь Чаленко. - Даже если такое карантинное ужесточение случится, я надеюсь на то, что правительство учтет ошибки, которые оголил нынешний локдаун. Важно, чтобы в будущем предлагаемые ограничения имели прямое и обоснованное влияние на уменьшение заболеваемости, а не бездумно наносили социально-экономический урон».
Политический эксперт, директор Communication group Владимир Манько считает, что заявления министра Степанов о возможности продолжения локдауна (в том или ином виде) после 24 января сделано с подачи приближенных к власти олигархов и владельцев крупного бизнеса.
«Ведь ограничения, которые устанавливаются, действуют не для всех. Велюры, эпицентры и буковели продолжают работать, тогда как среднему и малому бизнесу - нельзя. При таких обстоятельствах, прикрываясь локдауном, фактически происходит передел рынков в пользу тех, кто вхож на Банковую, - уверен эксперт. – Последние имеют возможность пользоваться монопольным положением и получать сверхприбыли. За всё это власть требует лояльности и поддержки, а возможно и взяток».
Поэтому, отмечает Владимир Манько, останавливать локдаун не выгодно олигархам. Но решение будет принято, учитывая, в том числе, голос улицы.
«Если малый бизнес сможет создать мощный протест, то власть на продолжение жесткого карантина не пойдет, - считает эксперт. – Зе-власть можно упрекать во многом, но градус общественных настроений они постоянно замеряют. И если надо, то реагируют на него. Поэтому, если малый бизнес не хочет, чтобы его окончательно выбросили с рынков, он должен показать свою силу».
По мнению эксперта, предприниматели могут также пойти с властью на переговоры и требовать еще одного транша компенсации за продолжение локдауна.
«Первый транш в размере 8000 грн многим уже выплачен. Эта сумма далеко не компенсирует потери, однако это лучше, чем ничего. Так что многие ФЛП, хоть и с возмущением, но приняли это, - отмечает Владимир Манько. - В дальнейшем можно требовать увеличения размера транша, ведь тарифы на ЖКУ повышены, цены на всё с 1 января выросли. Вот только где власть возьмет деньги? В бюджете их нет. Разве что напечатать?»
Заместитель директора Украинского центра социальной аналитики Валерий Песецкий уверен: «Никакой рациональной аргументации у министра нет и не привидится. Связь снижения заболеваемости ковид с продлением локдауна приблизительно такая же, как снижение заболеваемости с запретом продажи носков и трусов во время нынешнего. Вся эта имитация усилий власти по борьбе с пандемией - по эффективности равна разгону бароном Мюнхгаузеном туч на горизонте».
Валерий Песецкий подчеркивает, что есть простое решение - вакцинация населения. Массовое.
«Но единственно доступная Украине в оперативном порядке вакцина - российская. А она под политическим запретом, - отмечает эксперт. - Есть еще один вариант, требующий политической воли. Единственной страной в мире, которая в условиях ковид платит по долгам - Украина. Остальные либо отсрочили выплаты на долгие годы, либо получили списание долгов совсем. В этом году Киев из бюджета страны потратит 600 млрд. гривен на обслуживание долгов. А это 120 больниц на 1000 коек с самым современным оборудованием. Вопрос: такой возможный подъем уровня здравоохранения в стране министра не интересует? Почему молчит? А ведь достаточно просто последовать примеру остальных и получить отсрочки и списания долгов».
Продление же локдауна, по мнению Валерия Песецкого, приведет к окончательной смерти малого и среднего бизнеса. К тотальной безработице и нищете населения. К росту дефицита госбюджета со всеми вытекающими для социальных статей расходов.
Владимир Серов