24 декабря Верховная рада с трех попыток, после нескольких перерывов на консультации между фракциями, приняла наконец изменения в налоговый кодекс Украины. Облегчат ли эти изменения жизнь отечественному малому и среднему бизнесу?
ЗАГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ
Новое законодательство установило Единый социальный взнос (ЕСВ) 22 % вместо тех 36,7-49,7 % от зарплаты, которые должен был платить работодатель, и 3,6 %, которые должен был отчислять со своей зарплаты работник, но платил фактически тот же работодатель. Увеличена в 1,5 раза максимальная база начисления ЕСВ: если раньше взнос начислялся на заработную плату примерно в 20 тысяч грн (17 минимальных зарплат), то теперь — почти в 35 тысяч грн (25 минимальных зарплат). Это явная попытка хотя бы частично компенсировать средства, недополученные из-за сокращения ставок.
Для налога на доходы физических лиц (НДФЛ) установлена также единая ставка — 18 %. В целом налог увеличился: до 1 января 2016-го он составлял лишь 15 %. Также до этой даты действовал НДФЛ в размере 20 % для доходов, которые превышают 10 минимальных заработных плат, то есть примерно 12-13 тысяч грн.
Тут есть важный нюанс, вокруг которого уже пытаются плодить манипуляции. На первый взгляд может показаться, что «бедные заплатят за богатых», ведь первым нужно будет платить 18 % вместо 15 %, тогда как вторым — 18 % вместо 20 %. На самом деле «богатые» платили 20 % лишь с сумм, которые превышали те самые 12-13 тысяч грн в месяц, а 10 минимальных зарплат облагались общей налоговой ставкой 15 %. Так что существенную выгоду ощутили разве что топ-менеджеры с зарплатами в несколько десятков тысяч гривен.
Изменение «зарплатных» НДФЛ и ЕСВ заметно облегчит их расчёт и разгрузит работодателей. Во всяком случае тех, кто честно эти налоги платил. Если раньше им нужно было отдавать государству до 65 % от зарплат, то теперь — не более 40 %.
ПУСТЬ КОМУ-ТО ПОВЕЗЁТ, А КОМУ-ТО — НЕТ...
Узнав об итоговом (пока что) варианте налоговой реформы, большинство украинских предпринимателей вздохнули с облегчением: привычную им упрощённую систему налогообложения могли трансформировать до неузнаваемости. Но пронесло. I и II группы упрощенцев вообще не претерпели изменений. А вот в III группе, о чём неоднократно говорили чиновники и народные депутаты, срезали предпринимателей, которых по объёмам дохода уже трудно было отнести к малому бизнесу. Теперь в этой группе налогообложения могут находиться бизнесмены с доходами до 5 млн грн ежегодно, а не до 20 млн грн, как было раньше. В этой же группе увеличили и размер налоговых ставок: с 2 до 3 % для плательщиков НДС и с 4 до 5 % для остальных предпринимателей.
Об аграриях, которые входят в IV группу налогообложения, разговор особый. Во-первых, в 1,8 раза была увеличена ставка налога с 1 гектара земли. Во-вторых, и это главное, отменён специальный режим уплаты НДС для аграриев. До этого сельскохозяйственные предприятия не перечисляли этот налог государству, а накапливали его на спецсчетах, чтобы рассчитываться с поставщиками. То есть предприниматели могли, пусть и ограниченно, распоряжаться формально уплаченным налогом на пользу делу. Это было существенным подспорьем для сельского хозяйства.
С 1 января 2017 года аграрии будут платить НДС в госбюджет на общих основаниях, а пока они получили «переходный» период, во время которого на спецсчетах будут оставаться от 15 % НДС (для производителей зерновых и технических культур) до 80 % НДС (для животноводов); остальное уже в 2016 году будет отправляться государству.
Сами аграрии уверяют, что таким нововведением недовольны, но были готовы принять и его, поскольку в порядке компенсации Кабмин якобы обещал на практике реализовать возмещение НДС сельхозпроизводителям-экспортёрам. Однако в ходе бюджетноналогового заседания ВР появилось предложение создать два реестра для возмещения НДС: первый, «приоритетный», — для тех, чей экспорт составляет более 40 %, второй — для всех остальных производителей сельхозпродукции. Предложение одобрили, но уже после его принятия статья возмещения НДС в бюджете была урезана на 6,6 млрд грн. И тут стало понятно, что денег хватит только на первый реестр, да и то в лучшем случае, тогда как большинство аграриев оказались во втором реестре.
Таким нехитрым способом сельхозпроизводителей «объехали по кривой», поставив в крайне сложное положение, на что они отреагировали крайне радикальными шагами: перекрывали трассы в 11 областях страны с требованием вернуть спецрежим по НДС. Однако власти (да и парламентская оппозиция) предпочли пассивно наблюдать за протестами украинского села.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ТРАДИЦИИ
Несмотря на дискуссии и различные предложения неизменным оставили 5 %-ный налог с дивидендов. И так же несмотря ни на что ВР поддержала введение 25 тысяч грн налога на квартиры площадью более 300 кв. м и домов площадью свыше 500 кв. м. С 2 % до 3 % от минимальной зарплаты (то есть примерно до 41 грн) выросла ставка за 1 кв. м общей площади жилой недвижимости.
Существенно выросли акцизы на алкоголь и табачные изделия: в 4 раза — на слабоалкогольные напитки, вдвое — на пиво и вино, в полтора раза — на крепкие алкогольные напитки, на 40 % — на табачные изделия. Кроме того, Кабмин получил право устанавливать минимальные цены на табачные изделия.
В общем и целом вместо выбора более приемлемого из двух существовавших проектов реформы — министерского и депутатского — был принят «компромиссный» как бы вариант: микс из двух имеющихся проектов с добавлением целого ряда сюрпризов. Добавки появились непосредственно перед голосованием, вносились «с голоса», обсуждались за закрытыми дверьми. Так что народные избранники в очередной раз проголосовали за кота в мешке, что уже можно считать украинской парламентской традицией.
zavarnik