Оптимистичные прогнозы относительно ближайшего будущего экономики Украины находят всё новых авторитетных адептов. Только прогнозы эти, чтобы подтвердиться, а не остаться гипотезами, требуют соблюдения целого ряда условий…
Их бы устами…
Эксперты Bloomberg прогнозируют: итоги I квартала покажут рост украинского ВВП на 1 %, впервые за 2 года. В основу положительной динамики легли увеличение инвестиций, бюджетных и потребительских расходов, перемирие на Донбассе и стабилизация гривни.
Этот прогноз отчасти подтверждает и Госстат: за первые 3 месяца розничные продажи увеличились на 1,6 %, промышленное производство — на 3,7 %. Для сравнения — за I квартал 2015-го оба эти показателя были отрицательными: 23,9 % падения розничных продаж, 20,5 % падения промышленного производства.
Всемирный банк в начале апреля также оценил будущий рост ВВП в 1 %. Правда, на протяжении не квартала, а всего года, — притом, что 2015 год отметился в Украине 10 %-ным падением ВВП. Вторят финансистам их коллеги из МВФ, за несколько дней до майского визита в Киев опубликовавшие доклад по экономике Восточной Европы, с прогнозом роста нашего ВВП в 2016 году на 1,5 %. На 2017 год предположения МВФ ещё более оптимистичны: 2,5 % роста.
Но западные партнёры и аналитики единодушны в том, что для получения первых за 2–3 года положительных результатов в экономике Украина обязана провести радикальные реформы.
Задачи-минимум
Какие нерешённые вовремя задачи во благо отечественной экономики нужно срочно решить?
Первая — обеспечить политическую стабильность без выборов, коалициад и премьериад. О необходимости этого не устают говорить экономисты и финансисты. По данным социологов, до 90 % украинцев поддерживают проведение досрочных выборов как минимум парламента, но внеочередные выборы уже в этом году — под вопросом. Лето Кабмин Гройсмана уж как-нибудь отбудет, а проводить выборы позже октября украинский политикум не привык.
Вторая задача — борьба с коррупцией. Проблема в том, что авторами реформ, как правило, являются госслужащие, а для них любая антикоррупционная мера — удар по личным интересам. Это касается всех уровней власти, даже с учётом прихода «младореформаторов», «технократов» и т. д. В проигрыше остаются рядовые граждане и малый бизнес. Первые платят коррупционный «налог» при покупке товаров и услуг, не говоря уже о личных столкновениях с вымогателями и бюрократами. Вторые не имеют возможности нормально работать.
Тайные вечери дело не спасли
Другой влиятельный «класс» — олигархи — неоднократно декларировал готовность играть по новым, честным правилам ради сохранения и развития страны, а как следствие — их капиталов, личной безопасности и свободы (ФБР-то имеет досье не только на Дмитрия Фирташа). Об этом шла речь на прошлогодней «тайной» встрече олигархов по инициативе Сергея Таруты, об этом говорил в интервью Игорь Коломойский. А на деле видим парламент, разделённый уже не столько по фракциям, сколько по близости депутатов к тем или иным миллиардерам и мультимиллионерам. «Реформы» такой парламент запускает соответствующие.
На руку олигархам приватизация госпредприятий, — ещё одна реформа, которую приветствуют и на Западе, и в Украине (правда, умалчивая и о правилах приватизации, и о количестве госкомпаний в некоторых развитых странах). Процесс, как мы знаем, неидеален: с молотка уходят прибыльные предприятия, в собственности государства остаются дотационные, стоимость продажи оказывается в разы меньше реальной, новые владельцы не выполняют обязательства…
Но главное: вместе с приватизацией должна идти демонополизация и деолигархизация. Иначе — никаких доходов, никакого развития экономики, — сплошные офшоры, откаты и дотации. Претворение в жизнь этих трёх компонентов: разумная приватизация, демонополизация и деолигархизация — задача не на год, а «на вчера». Без этого надеяться на экономический рост по меньшей мере наивно.
Самый гуманный
Коррупция и политическая нестабильность сбивают на взлёте украинский малый и средний бизнес, который наконец-то получил возможность занять достойное место под солнцем и стать если не локомотивом экономики, то её надёжным фундаментом. Но скорость этого процесса во многом зависит от госаппарата, доступных ему ресурсов и комфортного законодательства. К слову, в законотворчестве позитивные подвижки есть: в международном рейтинге Doing Business Украина поднялась на 4 позиции, правда, пока лишь до 83-го места; зато по показателю лёгкости регистрации нового дела взлетела аж на 40 позиций!
Возвращаясь к теме доступных государству ресурсов: по подсчётам «Приватбанка», для создания 1 миллиона новых рабочих мест в сфере МСБ необходимы 20 млрд грн доступных кредитов. Такая сумма была бы некритична для бюджета, особенно учитывая результат вложений. Но не требуется и этого: кредиты раздадут и коммерческие банки, государство же могло бы выступить гарантом для части этих кредитов либо покрыть часть процентной ставки (прецедент есть: ипотека для молодожёнов).
За 2 последних года могли быть полностью переписаны и обкатаны принципы налогообложения и администрирования зарплат, недвижимости и другие наиболее критикуемые фискальные правила. Налоговая реформа, за которую сломано столько копий, по сути, не состоялась; единственная цель — вывод денег из тени, легализация доходов — так и не достигнута. Если учесть, что к «тени» приписывают от 40 до 60 % экономики страны, можно представить себе объёмы недополученной выгоды!..
Перезагрузка фискальных, правоохранительных и судебных органов также провалена: встреча любого по масштабам бизнеса с силовиками и судьями чревата последствиями, из-за которых рискованным становится любое дело. По иронии судьбы люстрированные чиновники возвращают свои посты по решениям прошедших люстрацию судов.
Эти и многие другие реформы, способные оздоровить экономику страны, к сожалению, придётся внедрять «на дне» экономического спада и общественной поддержки.
Zavarnik