
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) обратилась к Донецкой и Луганской областным военно-гражданским администрациями с вопросом о том, возможно ли провести местные выборы 28 марта 2021 года в 18 сельских, поселковых, городских территориальных общин, где их не провели осенью. В ответ ОВГА сообщили, что это невозможно. Причина указана та же, что и ранее – «отсутствие возможности обеспечить надлежащую безопасность избирателей в связи с вооруженной агрессией Российской Федерации». Быть или не быть выборам? Почему сложилась такая неоднозначная ситуация – и кому она выгодна? Интернет-газета «Жизнь» расспросила экспертов.
Эксперт Украинского института политики Ева Антоненко считает, что данное обращение ЦИК можно рассматривать как политический шаг действующей власти.
«Отмена выборов на подконтрольных Украине территориях осенью 2020 года многими рассматривалась как способ борьбы с политическими оппонентами. Так, у партии президента были и без того невысокие рейтинги, а в Донецкой и Луганской областях после выборов власть взяли бы оппозиционные силы «бело-голубой» идеологии», - отмечает эксперт.
По ее словам, отмена осенних выборов в части населенных пунктов подконтрольного Донбасса может рассматриваться не только как нарушение права избирать и быть избранным, но и как попытка сохранить влияние центральной власти в регионе. Особенно учитывая, что во время президентской избирательной кампании, когда не было всеобщего перемирия, всеукраинские выборы там провели.
«И теперь, после обращения, ЦИК получила официальные ответы от областных военно-гражданских администраций о том, что по причине фиксации отдельных обстрелов и вероятности «террористической угрозы» обеспечить достаточную безопасность голосующих невозможно. А значит, и выборы проводить не будут. Таким способом власть легитимирует свой отказ проводить выборы на подконтрольных Украине территориях, а поражение в правах местных жителей оправдывает якобы заботой об их безопасности. Хотя сейчас обстрелов меньше, чем в 2019-м», - подчеркивает Ева Антоненко.
Она не исключает, что, учитывая такое решение администраций, с высокой вероятностью местных выборов там может не быть аж до полного разведения войск и передачи территории ОРДЛО под контроль Украины.
Политтехнолог, эксперт Украинского центра общественного развития Юрий Подорожний напоминает, что еще летом 2020 года ЦИК приняла решение не проводить голосование 25 октября 2020 року в 18 территориальных общинах Донецкой и Луганской областях на основании выводов соответствующих ОВГА. Это решение, отмечает эксперт, было принято с целью сделать менее раздраженной позицию России касательно проводимых местных выборов, вне которых остался оккупированный Донбасс.
«Тогда в прессе сообщалось, что российский президент предъявлял претензии. Мол, украинская сторона нарушает минские договоренности. Однако к таком типу обвинений мы уже привыкли. И, кажется, в мантру с нарушением Украиной каких-либо договоренностей по Донбассу верит только Путин», - подчеркивает Юрий Подорожний.
По его мнению, для Владимира Зеленского важно провести выборы в этих 18 приграничных к оккупированной территории общинах. Но лишь при условии обеспечения соответствующих мер безопасности. Обстрелы же, к сожалению, продолжаются. В рядах воинов ООС с начала года есть погибшие и раненые.
«Очевидно, что эти местные выборы могут быть темой переговоров Андрея Ермака с Дмитрием Козаком. Судя по заявлениям, после встречи представителей Украины и России в «нормандском формате» в Берлине 12 января, стороны единогласны были лишь в одном - не достигнуто никаких принципиальных договоренностей. То есть, или договаривались о чём-то другом - или не желают озвучивать эти договоренности», - рассуждает политтехнолог.
Он считает, что выборы всё же будут. Если не в марте (уже появились сообщения о невозможности это сделать), то чуть позже… Но какие б усилия не предпринимала правящая партия, выгодополучателем (победителем) на выборах в 18 указанных общинах станут кто угодно только не «слуги», считает Юрий Подорожний.
Социолог, эксперт по коммуникациям Дмитрий Громаков считает, что обращение связано с календарем работы ЦИК и плановыми довыборами, в том числе в ряде городов, которые остались без мэров.
«С другой стороны, контроль за социально-политической обстановкой в районах ООС, это часть оборонной политики по защите тыла боевых частей, - отмечает эксперт. - Не секрет, что война не способствует укреплению поддержки проукраинских сил в прифронтовых районах, страдающих от редких, но всё-таки обстрелов. Получить в зоне ООС оппозиционную местную власть, которая своими действиями будет деморализовывать войска, вряд ли кто-то захочет. Однако Киеву необходимо демонстрировать свое стремление к нормализации ситуации в регионе».
Исходя из этого, поясняет Дмитрий Громаков, само по себе обращение имеет несколько составляющих:
- процедурную - это соблюдение закона о выборах и оптимизация бюджетных расходов на проведение выборов;
- коммуникационную - это демонстрация Киевом для местных жителей и западных партнеров стремления и готовности к урегулированию конфликта.
«Учитывая, что обращение появилось перед встречей советников Нормандского формата, думаю, можно говорить, что это была часть переговорной позиции Украины, в рамках проекта "Золотой мост" (возможность для РФ выйти из конфликта на Донбассе и из-под санкций – прим. ред.), демонстрирующая правовую возможность проведения выборов на оккупированных территориях, в случае их демилитаризации и выполнения пунктов по безопасности», - рассуждает социолог.
По его словам, вне зависимости от ответа ВГА (а ответ уже известен), проведение выборов в прифронтовых районах в указанные сроки уже было бы не возможно. Просто потому, что они не попадают в организационный график проведения кампании.
Владимир Серов