Выход на экраны «Великого Гэтсби» стал настоящим событием 2013 года. И что бы уже ни сказали критики или зрители, этот факт останется неизменным. И все-таки главной похвалы достоин американский писатель.
Многие критики, работающие на проходящем в эти дни Каннском кинофестивале, успели в пух и прах разнести новую работу База Лурмана. Зрители к их мнению не прислушиваются и продолжают ходить в кинотеатры. Справедливости ради стоит сказать, что не слишком активно. При этом фильм обсуждают даже те, кто не видел экранизацию и сам роман помнит смутно. Именно поэтому есть все основания называть «Великого Гэтсби» событием.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд - крупнейший представитель так называемого «потерянного поколения» в литературе. В своем наиболее популярном романе он рассказывает о том, как весной 1922 года, в эпоху разлагающейся морали, блистательного джаза и «королей контрабандного алкоголя», Ник Каррауэй приезжает со Среднего Запада в Нью-Йорк. Преследуя собственную «американскую мечту», он селится по соседству с таинственным, известным своими вечеринками миллионером Джеем Гэтсби, а на противоположном берегу бухты проживают его кузина Дэйзи и ее муж, повеса и аристократ Том Бьюкенен. Так Ник оказывается вовлеченным в захватывающий мир богатых – их иллюзий, любви и обманов. Он становится свидетелем происходящего в этом мире и пишет историю невозможной любви, вечных мечтаний и человеческой трагедии, которые являются отражением современной эпохи и нравов.
Вернемся в прошлое. В 2001 году Каннский фестиваль открывался фильмом База Лурмана «Мулен Руж». Тогда еще молодой австралийский режиссер выстроил Монмартр в Сиднее и взбил коктейль из разных культурных кровей – смешал Оффенбаха c Дэвидом Боуи, Дебюсси с Элтоном Джоном, Пласидо Доминго с Мэрилином Мэнсоном. Стиль «Великого Гэтсби» не столь эклектичен, но тоже заметно отличается от классического, продиктованного романом из американской школьной программы и самой известной экранизацией 1974 года, где Гэтсби сыграл Роберт Редфорд. Стиль того фильма, получивший название «ретро», отличался сочетанием иронии и ностальгии с явным преобладанием последней. Сегодняшнее прочтение гораздо острее, гротескнее и напоминает о другой недавней англоязычной экранизации «Анны Карениной». К сожалению, и в этом случае великолепный, но чересчур агрессивный дизайн отодвигает на второй план и философскую, и социальную, и моральную проблематику романа.
Многие зрители сравнивают два исполнения роли Гэтсби. Но ДиКаприо и Редфорд настолько разные, что уравнивать их общей ролью, на мой взгляд, не совсем правильно. Леонардо справился отлично со всеми режиссерскими задачами. Я даже рискну предположить, что без него фильм стал бы провалом.
Выбирая между романом и экранизацией, свой голос я отдаю первоисточнику. Фильм не удивляет, не лишает дара речи. Вряд ли он попадет в список лучших кинолент в истории. А вот перечитать роман после просмотра хочется, а это уже неплохо. Поэтому я все-таки рекомендую «Великого Гэтсби» к просмотру.
Анна МИУСКОВА