Диджитализация для самых маленьких

Диджитализация для самых маленьких

Говоря о роботизации и автоматизации, мы в первую очередь подразумеваем заводы и фабрики, логистические центры и порты, транспорт… И, соответственно, автоматизированные манипуляторы и станки, автопилотируемые грузовые фуры и так далее. Но это искажённое представление: средний и малый бизнес, которые в экономически развитых странах делают наибольший вклад в экономику, могут выиграть от применения современных технологий не меньше, чем крупные корпорации.

Дроном и ботом


В прошлых номерах BZ мы уже рассказывали об интересных кейсах в agtech-сфере, то есть в технологиях, помогающих аграриям. Дроны, собирающие информацию о состоянии почвы и растительности на больших участках, уже не в новинку в сельском хозяйстве, а роботизированные сборщики плодов и боты-пастухи вот-вот перестанут кого-то удивлять. Эти технологии существенно облегчают жизнь крупным фермерским хозяйствам с тысячами гектаров земли и огромным штатом сотрудников. Но эти же технологии могут превратить малое по количеству персонала, даже семейное, предприятие в огромное по показателям заработка и объёмам производства.

Если фермер сумел разобраться с одним автопилотируемым трактором, одним роботом, одним квадрокоптером, то ничто не мешает ему масштабировать этот опыт, добавляя всё новую технику в свой парк, а значит увеличивая площади, на которых он может работать, не раздувая штат.

Другой тренд в автоматизации и диджитализации бизнес-процессов — подключение чат-ботов. Каждый интернет-пользователь наверняка уже так или иначе сталкивался с ними. Редко эти диалоги получаются похожими на человеческие, но… По данным HubSpot, для 40 % пользователей не принципиальна «человечность» онлайн-собеседника. В то же время боты «улавливают» тех посетителей страниц в соцсетях, которых человек проигнорировал бы. Если учесть, что, по данным Genius Marketing, около 95 % сообщений пользователей Facebook бизнес-страницам остаются без внимания, то можно предположить, что чат-боты в Facebook могут увеличить число контактов с клиентами в 10–20 раз.

Место для печати


Технология 3D-печати также значительно преображает малый бизнес. 3D-принтер может быть и основным активом небольшой фирмы, и вспомогательным оборудованием для предприятия побольше. При стоимости всего в несколько сотен долларов такое оборудование заменяет целый станок в мелкосерийном производстве или избавляет от необходимости покупки простых, но специфических предметов, — например, нестандартных деталей для последующей сборки продукции.

При наличии в свободном доступе (или по низкой цене) огромного выбора 3D-моделей такой печатью может управлять любой более-менее образованный человек. В то же время другие варианты изготовления такой продукции требуют по меньшей мере наличия опытного специалиста и профессионального оборудования либо же регулярную покупку услуг специалистов.

Блокчейн для «чайников»


Ну уж блокчейн-то — технология для избранных? — спросит читатель. Поспешим ответить: запустить блокчейн-сеть, а затем привлечь в неё сторонних пользователей — действительно сложная и дорогая задача, малому бизнесу скорее всего непосильная. Однако, изучив вопрос глубже, мы поймём, что, во-первых, существует несколько надёжных сторонних решений по созданию собственных сетей и даже криптовалют, что существенно упрощает дело; а во-вторых, блокчейн-технология может ощутимо помочь малому и среднему бизнесу даже если они будут её пассивными пользователями.

Классический пример — использование блокчейна в доставке товара с особыми требованиями к условиям перевозки и хранения. Производитель наносит на упаковку специальную метку и микродатчик, который считывает данные об условиях транспортировки (например, о температуре) на протяжении всего пути следования к конечному покупателю. При каждой возможности данные с датчика отправляются в блокчейн-сеть, а значит становятся недосягаемыми для фальсификаций. Получатель же товара может в любой момент убедиться, что заказ не подменили и отследить, как именно он доставлялся, просто воспользовавшись QR-кодом.

Бонусы за лояльность


Ещё одно направление, в котором эксперты предлагают бизнесу использовать блокчейн (а точнее — основанные на нём так называемые смарт-контракты) — программы лояльности. Особенно в случае крупных торговых сетей. Установить блокчейн-систему, которая будет самостоятельно высчитывать и хранить информацию о покупках и бонусах участника программы, выгоднее, чем тратить рабочие часы сотрудников на внесение и обновление данных вручную и выделять средства на содержание серверов и обслуживающего их персонала.

К слову, компания Rakuten, известная в Украине как владелец Viber, а в Японии — как крупнейший онлайн-ритейлер, в феврале этого года заявила о создании своей программы лояльности. Она будет сводиться, как нетрудно догадаться, к раздаче собственной криптовалюты вместо бонусных баллов.

Буквально несколько лет назад 3D-печати как широко известной технологии просто не существовало. Боты в то время в лучшем случае ассоциировались со спамом в соцсетях. А блокчейн если и был кому-то известен, то как «всего лишь» фундамент биткоина — принципиально новой на тот момент электронной валюты. С такой предысторией топ-технологий неудивительно, что диджитализация до сих пор воспринимается как прерогатива чего-то крупного и далёкого от нашей повседневности. Но эти технологии доказали, что могут молниеносно завоёвывать популярность на всех уровнях бизнеса — именно благодаря своей универсальности и реальной пользе.

Zavrnik
Вернуться назад