Успешные стартапы

Успешные стартапы

Фитнес-часы и интерактивное такси, электронная нянька для кота и заказ еды онлайн… Ежегодно десятки новых стартапов штурмуют финансовые высоты, где сидят могущественные бизнес-ангелы. По каким признакам будущий прорыв можно вычислить, так сказать, эмпирическим путём? Какие свежие идеи обречены на провал, а с какими стоит поработать? И какие стартапы-2015 успешно перекочевали в новый год?

Не клонируй ближнего своего


Компания Startup Genome проанализировала три с лишним тысячи стартпапов интернета и мобильного рынка. За три года более 90 % из них прекратили существование! Причём почти 75 % закрылись из-за неверного выбора бизнес-модели, излишних расходов и «не своей» рыночной ниши.

Вот ниши, где стартапы увядают чаще всего: консультационные сервисы, поиск событий (людей) по привязке к месту, ресторанное обслуживание на удалёнке, организация праздников. Почему? Они не решают одну маленькую проблему: отношения, которые строятся на прямых контактах и лояльности персонала, невозможно заменить перелистыванием картинок.

Одна из самых повторяющихся причин увядания стартапов — похожесть. Десятки команд распались из-за желания повторить чей-то успех. А в общем всё кончится плохо, если… Основатель — упорный одиночка, не слушает бывалых, выбрал не свою — маржинальную нишу или платформу, не хочет сузить круг потенциальных потребителей, страдает от недопонимания с инвесторами. Или ошибся и набрал плохих программистов, а потом промедлил или поспешил с запуском. Или слишком мало то ли слишком обильно профинансирован!

Есть, конечно, условный список ниш, где ещё можно попробовать себя. Это «программирование не для программистов», принудительный просмотр рекламы, блоги как платформа для предпринимательства, организация микроплатежей и сканирование QR-кодов. Хотя и это уже было, было…

Сделай им скучно


Стартапы, задуманные как «облегчители» человеческого существования в глобальном масштабе, всё чаще нарываются на конструктивную критику ввиду излишней крутизны. Изобретения перестают решать реальные проблемы и становятся предметом чудачеств и пафоса. Чего стоят одни только брюки со звуком ударных или галстуки с QR-кодами!

Стартаперам стоит поменьше резвиться. Но пока что на вкус поколения Y, лидирующего в этом бизнесе, производство вещей, а не программ — невыносимо скучное занятие. В результате, по исследованиям IndustryWeek, всего 2 % респондентов до 30 лет работают в производстве. Но в начале прошлого века именно производства были стартап-инкубаторами! Вспомните Ford Model T, который был не менее прорывным, чем наши современники Uber или Google.

Химики корпорации BASF говорят: «Мы делаем не так много продуктов, которые вы покупаете. Мы делаем многое для продуктов, чтобы вы их покупали». Многомиллиардная промышленность ждёт не открытий, а улучшений, увеличения эффективности того или иного уже существующего продукта хотя бы на 0,0001 %.

Так что аналитики и венчурные капиталисты советуют выходить из перенасыщенной стартап-экосистемы в реальное производство. Продвинутые пользователи виртуальных и эксцентричных стартапов от этого ничего не потеряют, а генераторы — выиграют. Остальным же авторам гениальных идей стоит помнить: к 2020 году 8 из 10 владельцев смартфонов будут жить там, где качество и доступность питьевой воды имеют большее значение, чем быстрая доставка суши.

Тропинка славы


Конечно, не все ринутся на создание улучшителя стирального порошка или борьбу с глобальным потеплением климата. Кто-то останется при своих, но подумать есть о чём. Вот примерные идеи для стартапов, которые появились в прошлом году и явно перезачтут свой успех в 2016-м.

В нынешней гонке технологий ПС, гаджеты, домашняя техника за год-два теряют актуальность. Как избавиться от ненужного за деньги: фотографировать, описывать, вывешивать на доски объявлений?

Разработчики мобильного приложения Sold это учли. Продавцу надо сфотографировать гаджет, указать его характеристики — система сама найдёт товар в открытых источниках и назначит цену. Пользователю остаётся лишь согласиться.

Онлайн магазин Quirky превзошёл смелую саморекламу — сообщество его пользователей голосует за интересные стартапы. Идеи, набравшие наибольшее число «пятёрок», поступают на рассмотрение инвестора, который изучает проект и решает его судьбу. Готовый продукт продают через этот же магазин, а также сети eBay, Amazon и прочие. Львиную долю выручки получают инвестор и автор, прикармливая и пользователей сайта. Таким образом уже продано 150 видов товаров и заработано $25 млн.

Тренд sharing economy: помогает тем, кому нужен не профи, а просто хороший человек со свободными руками для мелких поручений. А проект Parking Panda — возможность поделиться приятной новостью о свободных местах для парковки; владельцы платных парковок подключились и предлагают свободные места у себя. За каждое сданное место авторы берут 18 % прибыли. К слову, в США объём рынка парковок — $15 млрд в год.

DataHero переведёт любой массив данных с мудрёного языка на человеческий. Приложение помогает составить лаконичную презентацию, предлагая варианты подачи информации с учётом наиболее важной.

Не будем забывать, что самый удачный стартап современности — вездесущий калькулятор. Его появление резко повысило производительность труда. За 38 лет своего существования он подешевел на 90 % и стал обычным компактным устройством. И хотя сегодня калькулятор, не интегрированный в ПК или телефон, встретить сложно, он стал символом стартап-успеха, который сложно будет затмить. Как говорится, учитесь.

Zavarnik
Вернуться назад