Закон о занятости: как не испортить хорошую теорию плохой практикой

Закон о занятости: как не испортить хорошую теорию плохой практикойНакануне закрытия сессии перед парламентскими каникулами Верховная Рада приняла во втором чтении правительственный законопроект №10497-1 "О занятости населения", предполагающий льготы для работодателей по уплате единого социального взноса. По мнению экспертов Международной организации труда, наш закон – одно из самых современных решений в Европе за последнее время. Однако его положительные стороны могут быть нивелированы усилиями коррумпированных чиновников, которые старательно игнорируют нынешнее законодательство тоже.

Коротко о главном

Основные новации закона "О занятости населения" можно разделить на несколько сегментов. Это льготы для работодателей, которые трудоустраивают на первое рабочее место молодых людей без опыта работы, инвалидов, лиц старше 50 лет, одиноких родителей, родителей с детьми до 6 лет или детьми-инвалидами: их будут на год освобождать от уплаты единого социального взноса. А также помощь тем гражданам, которые потеряли работу или считаются уязвимой категорией на рыке труда ввиду возраста или недостатка опыта.

Первое и главное – увеличение максимальной помощи по безработице. Сейчас объем помощи рассчитывается исходя стажа: до 2 лет – это 50% средней зарплаты, более 10 лет – 70%. Предложено пересмотреть порядок и размеры выплаты, исходя из средней зарплаты за 12 месяцев, коэффициентов общего страхового стажа и уплаты взносов. При зарплате в 2 тыс. грн. и стаже 10 лет сейчас можно получить 1,4 тыс. грн., по новой формуле – на 300 грн. больше. Кроме того, статус безработного можно будет получить с первого дня регистрации в Госслужбе занятости, а не с 7-го, если не было предложений подходящей работы. С 8-го дня начинаются выплаты помощи по безработице.

В частности, людям старше 45 лет государство будет выдавать ваучер на получение новой специальности, стоимость которого в следующем году составит 12 000 гривен. А выпускники, сетующие, что их не берут на работу без опыта, смогут заключать контракт на работу в сельской местности по нужным государству специальностям и получат стартовые выплаты.

Еще одно интересное новшество законопроекта – студентов и ПТУшников можно брать на работу без зарплаты на срок до полугода, но информация о стажировке студента будет вноситься в трудовую книжку как стаж. Таким образом, они получат требуемый опыт работы.

В законе также прописана норма, согласно которой запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничения по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола. Что, впрочем, не означает, что фирма, желающая нанять девушку-секретаря, останется при своем мнении. А парням, подавшим резюме, просто-напросто откажет. Также запрещается требовать от лиц, которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни. Но при этом не детализируется, о каких именно сведениях идет речь.

Кадровым агентствам запретили брать плату с безработных. Только с работодателей. Правда, нет гарантии, что отдельные непорядочные фирмы не сумеют обойти эту норму, навязав соискателям платные сервисы типа консультации психолога, юриста или непонятного кого. Но это так, к слову.

Новации в деталях

Таковы общие черты закона. Если говорить о деталях, то право на налоговые льготы получает работодатель, который в течение года создавал новые рабочие места и осуществлял выплату заработной платы в размере не менее 3 минимальных зарплат в месяц за каждого трудоустроенного. Он может в течение следующего года платить 50% взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за это лицо.

Работодателю, который трудоустраивает на новое рабочее место граждан по направлению территориальных центров занятости, сроком не менее чем на два года, ежемесячно компенсируются фактические расходы в размере единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование по заинтересованному лицу за месяц, за который он оплачен. Компенсация выплачивается в течение одного года со дня трудоустройства лица.

Гражданам после 45-ти, как мы уже упомянули выше, имеющим 15 лет страхового стажа, выдадут ваучеры для оплаты за освоение новых профессий или повышение квалификации. Сумма ваучера 11,6 тыс. грн. Сумма определена, исходя из анализа цен на получение второго высшего образования.

Введена новая форма профессиональной квалификации, полученной путем неформального обучения. После обучения человек получит удостоверение о том, что он прошел курсы Иванова, Петрова или Сидорова по таким-то специальностям. В принципе, нечто подобное у нас существует давно – косметологи, массажисты, тренеры, врачи, рекламисты и т.д. и т.п. время от времени заканчивают какие-то курсы и получают дипломы или удостоверения. Но раньше эти документы официально не признавались. Теперь – будут признаваться.

Что касается выплаты так называемых подъемных, то сегодня есть две категории людей, которые работают в сельской местности и получают пять прожиточных минимумов для работоспособного (5 500 грн.). В закон просто заложена норма, по которой Кабинет министров может определять, какие специальности еще нужны в селе, и расширять список категории.

Похвалы и сомнения

По словам одного из инициаторов принятия данного закона, вице-премьера по вопросам социальной политики Сергея Тигипко, закон «О занятости населения» отличается комплексным подходом к повышению уровня трудоустройства украинцев, и его очень хвалят международные эксперты. Более того, в Международной организации труда намерены перевести наш закон на иностранные языки, чтобы другие страны могли ознакомиться с подходами отечественного правительства к решению проблем безработицы.

Вместе с тем отечественные эксперты сомневаются, что безупречные в теории новации в нынешней реальной ситуации что-то изменят на рынке труда. «Предложенная законом система компенсаций не является инновационной, и она не содержит механизмов ее внедрения, а является шагом назад, – считает Петр Петриченко из Национальной конфедерации профсоюзов Украины. – В ныне действующем законе об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы уже предусмотрены дотации на создание рабочих мест и еще с возмещением зарплаты, но оно не работает только потому, что система предоставления дотаций забюрократизирована, получить ее практически очень сложно работодателям из-за коррумпированности исполнительных дирекций фонда. Вместо того чтобы совершенствовать старый механизм предоставления дотаций, который на начальной стадии действовал эффективно, по новому закону все это сворачивается…».

Еще один оппонент Тигипко, бывший замминистра соцполитики Павел Розенко, не одобряет предложенные механизмы стимулирования работодателей к предоставлению первого рабочего места для молодежи. В частности, речь идет о том, что во время прохождения стажировки разрешается шесть месяцев не платить стажеру заработную плату. «Норма весьма противоречива, поскольку за якобы позитивным желанием дать молодому человеку поработать и пройти стажировку есть риск того, что под этой маркой работодатели будут создавать временные рабочие места. Они будут существовать по полгода и способствовать тому, что молодые люди будут работать бесплатно. Порядок контроля за выполнением нормы о бесплатной стажировке в законе не прописан», – сказал он.

Кроме того, как отметил эксперт, за время такой стажировки не уплачиваются страховые взносы, а значит при наступлении страхового случая, в частности производственной травмы, человек остается беззащитным, ведь сегодня все расходы в таких случаях берет на себя Фонд социального страхования. Есть риск, что молодой человек, получивший травму, уйдет с работы без средств на дальнейшую реабилитацию. Кроме того, этот срок не будет засчитываться в пенсионный стаж. А в данный момент страховой стаж для мужчин увеличен до 35 лет, и в этом случае каждый месяц и даже день страхового стажа является важным.

Вместо резюме

Вывод, который можно сделать из мнений «за» и «против», таков: закон хорош, возможно, со временем он потребует некоторых изменений и дополнений, но главная проблема рынка труда в другом. В общем инвестиционном климате, в отношении бюрократов и налоговиков к предпринимателям, а также в том, что работать в тени сейчас спокойнее и выгоднее, чем легально.

Небольшой пример. Мой знакомый основал фирму по ремонту компьютеров. Оформил сотрудников и платил им официальную зарплату. Работал честно и пытался уплатить налоги. Но уже первое общение с налоговым инспектором лишило его всяческих иллюзий. «А я тебе не верю, – сказал прямо инспектор, пересматривая документы. – Слишком у тебя здесь все чисто». И устроил ему тотальную проверку, которая на месяц парализовала работу фирмы. Ничего не нашел, но пришлось буквально выдумать пару нарушений, чтобы «помочь» чиновнику выполнить «план по штрафам».

Может, компьютерщикам просто не повезло с конкретным инспектором? Но, скорее всего, не повезло с системой в целом, которая настроена не на оказание сервисных услуг, как говорит руководитель фискалов, а на ловлю жуликов. Причем презумпция невиновности тут не работает. Каждый, кто не хочет сидеть сложа руки, автоматически становится подозреваемым.

Мой приятель теперь официально безработный. Его сотрудники тоже. Но он продолжает чинить и собирать компьютеры на дому, работая в тени. И таких, как он, к сожалению, сотни тысяч. Поэтому каким бы хорошим ни был каждый принимаемым закон, пока у нас не изменится система отношений бюрократов и бизнеса, мы не получим желаемого результата. И рабочие места будут создаваться, но, как и прежде, в тени.

Галина Акимова

versii.com
Вернуться назад