Отсрочка ассоциации с ЕС: договор, которого нет

Отсрочка ассоциации с ЕС: договор, которого нет12 сентября в Брюсселе Украина, Европейский Союз и Россия определили новые условия реализации положений Договора об ассоциации Украины с ЕС. В результате этой встречи было решено отсрочить создание полноценной зоны свободной торговли между Украиной и странами ЕС до 31 декабря 2015 года.

Утерянные возможности

Все это значит только одно – пафосное подписание экономической части Договора об ассоциации и его ратификация в украинском парламенте на сегодняшний день для отечественной экономики не значат ровным счетом ничего. Торгово-экономические отношения Украины с Европейским Союзом по-прежнему будут основываться на льготных условиях для украинских производителей – ЕС продлевает действие привилегированного и автономного доступа на свои рынки для наших товаров, которым Украина пользуется еще с апреля нынешнего года.

Безусловно, в этом есть очевидный плюс: украинские компании могут беспошлинно поставлять свои товары в Европу, в то время как европейский, куда более конкурентоспособный производитель, ограничивается в действиях на украинском рынке ввозными пошлинами и квотами, которые, согласно условиям ассоциации, наша страна обязуется отменить или существенно снизить.

Еще тогда, в апреле, такая привилегия рассматривалась украинским правительством как прекрасная возможность для нашего производителя подготовиться к настоящей конкуренции с европейцами – такой себе переходной период, который должен был смягчить прогнозированный удар по украинской экономике. Теперь же этот переход продолжен еще на два года, а окончательная имплементация Договора об ассоциации состоится только в 2016 году.

Сам же текст договора содержит 282 страницы, основные его части это преамбула, 7 разделов и список дополнений. Основу всего документа – 212 страниц или 80% всего текста составляет IV раздел «Торговля и вопросы, связанные с торговлей». В этом разделе содержатся все основные аспекты двусторонних торговых отношений Украины с Европейским Союзом – этапы и главные нюансы создания зоны свободной торговли, процедурные моменты ввоза товаров, а также выгоды и риски для обеих сторон договора. На разработку и обсуждение всех этим моментов ушло 10 лет, однако теперь, когда документ подписан и ратифицирован, все это будет оставаться бесполезным на протяжении еще двух лет.

Также весьма важной частью Договора является раздел №V «Экономическое и отраслевое сотрудничество». Здесь были прописаны конкретные моменты взаимодействия отдельных сфер экономики Украины и ЕС. То есть, если бы соглашение вступило в силу, то это сулило бы неплохие перспективы в плане финансовых вливаний и научного обмена опытом для таких стратегически важных отечественных предприятий как «АНТК им. Антонова» или «Турбоатом». Однако опять же отсрочка во внедрении положений ассоциации в жизнь сводит все возможные горизонты двустороннего сотрудничества до чисто формальных вещейтипа всяческих конференций, круглых столов и симпозиумов. Очевидно, что украинской промышленности от всего этого ни холодно, ни жарко.

Радость экспортера

Между тем, для отечественного бизнеса двухлетняя пауза (пауза? - что-то подобное мы уже слышали в ноябре прошлого года) в создании зоны свободное торговли с ЕС выглядит едва ли не главным разочарованием года. Многие предприниматели уже давно пытаются переориентироваться на торговлю с европейскими партнерами, поэтому неудивительно, что для большинства отечественных отраслей за эти четыре месяца квоты на беспошлинный ввоз товаров в ЕС уже исчерпались.

Привилегированный режим до сих пор действовал для 94,7% от всего объема промышленных товаров, а также 83,4% от всех товарных позиций сельскохозяйственной продукции – однако импортные квоты для этих компаний остались на прежнем уровне. Лишь имплементация Соглашения об ассоциации могла существенно расширить объемы товаров, которые украинский производитель может бесплатно завозить в Европу, теперь же этот процесс отсрочен еще на 2 года.

Впрочем, по мнению наших властей, договоренности от 12 сентября можно расценивать лишь как исключительно выгодные и выигрышные для украинской стороны. Так, чистую выгоду для Украины от двухлетней отсрочки договорав Администрации Президента оценивают в 250 млн. гривен ежемесячно, а уполномоченный Президента по мирному урегулированию на Донбассе ИринаГеращенко и вовсе упомянула в своем выступлении фантастическую сумму в 500 млн. евро.

Такие бюджетные поступления наша страна может обеспечить себе за счет прироста экспорта в страны Европы, а также благодаря пошлинам, которые на протяжении этих двух лет наша страна будет получать от европейских производителей, торгующих на отечественном рынке.

По расчетам Кабмина, которые производились примерно 3 месяца назад, в случае полноценного действия Соглашения об ассоциации наша страна недополучила бы 3,8 – 4 млрд. гривен бюджетных поступлений от импортных пошлин. По мнению приверженцев договоренностей 12 сентября, это еще один неоспоримый плюс отсрочки имплементации договора – все-таки страна и без того нуждается сейчас в финансовых ресурсах, поэтому любые денежные поступления для нашего бюджета практически на вес золота. Однако при этом стоит вспомнить, что только за январь-июль импорт товаров из Европы в нашу страну сократился на 20% - эта цифра до конца 2014 года, вероятно, только увеличится.

Вместе с тем, односторонний льготный режим для Украины позволил нашей стране нарастить экспорт товаров в страны Евросоюза. По словам министра иностранных дел Павла Климкина такой прирост составил 15%, а председатель Комитета Европарламента по международным вопросам ЭлмарБрок озвучил цифру в 14%. Вместе с тем, по данным Госстата, за 7 месяцев 2014 года объем экспорта отечественных товаров в страны ЕС составил 32,6%, что лишь на 5,7 процентных пунктов больше прошлогоднего показателя.

Также в этом плане обязательно необходимо учесть существенную девальвацию гривны, которая подешевела в этом году уже на 66%, что играет на руку отечественным экспортерам, которые физически получают больше прибыли в гривневом эквиваленте. То есть сравнивать гривневую выручку от украинского экспорта в Европу при курсе около 13 гривен за доллар с прошлогодними показателями, когда за американскую валюту давали около 8 гривен абсолютно бессмысленно.

Соседские козни

Зато не лишены логического зерна также и разговоры о том, что отсрочка в создании ЗСТ Украины и ЕС, принятая 12 сентября, означает фактическое потакание пожеланиям России, которая уже почти год не прекращает неистово вопить о «серьезных рисках для российской промышленности». Все понимают, что это лишь повод для политического и экономического давления, ведь таким образом «братское государство» оставляет за собой право на разговор с украинскими властями путем торговых войн, что для нашей многострадальной экономики крайне нежелательно.

Однако свои намерения Москва демонстрирует четко – ей хватает наглости требовать внесения изменений в договор между суверенными государственными единицами, а также вводить пошлины на целый ряд важных украинских товаров. Соответствующее постановление 19 сентября подписал премьер Федерации Дмитрий Медведев. Пока действие пошлин «приостановлено», однако при желании российские власти могут вытащить этот козырь из рукава фактически в любой момент.

В то же время, абстрагируясь от всех плюсов и минусов отсрочки в создании зоны свободной торговли Украины с Европейским Союзом, данное решение выглядит несколько циничным по отношению, в первую очередь ко всему украинскому народу. Если вспомнить события ноября прошлого года, то именно из-за отмены подписания данного соглашения в нашей стране начались умопомрачительные исторические события, которые навсегда изменят Украину. В какую сторону произойдут эти изменения сейчас зависит от новых властей нашей страны, которые радовать своих граждан разумными решениями пока что, увы, не спешат.

inpress.ua
Вернуться назад