Автобусное обновление

Автобусное обновлениеМинистерство инфраструктуры Украины подготовило проект изменений в порядок проведения конкурса по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования. Новые требования могут стать неприятным сюрпризом для ряда перевозчиков. Но сделают ли они пассажирские перевозки более комфортными?

Одной из главных новаций, по данным министерства, станет запрет участвовать в конкурсах автоперевозчикам, использующим переоборудованные грузовики (кроме внутрирайонных пригородных маршрутов). Данный запрет скорее борется не с первопричиной проблемы, а с ее последствиями. Ведь былая популярность переделанных под пассажирские микроавтобусы импортных «грузовиков» объясняется огромной разницей в таможенных тарифах на ввоз всего, что предназначено для перевозки пассажиров. При «растаможке» такой транспорт автоматически дорожает в разы. В результате перевозчикам становится накладно приобретать комфортабельную импортную технику. Введение же запрета ставит их перед необходимостью покупать продукцию отечественных автопроизводителей, которая не всегда комфортнее для пассажира, чем качественно переоборудованный импортный микроавтобус.

В Донецкой областной государственной администрации сообщают, что запрет не очень повлияет на рынок пассажирских перевозок области, поскольку требование не допускать на конкурс переоборудованные микроавтобусы действовало уже в минувшем году. Соответственно в настоящее время на маршрутах области если и остались такие транспортные средства, то лишь у перевозчиков, заключивших договоры до 2012 года.

В соответствии с требованиями, к перевозкам также не будут допускаться транспортные средства без тахографов и средств спутниковой навигации (GPS). В конкурсах не смогут принимать участие компании, имеющие неоплаченные штрафы. Кроме того, не примут заявки на участие в конкурсе и от предприятий, осуществляющих деятельность на рынке автостанционных и транспортных услуг или сдающих транспортные средства в аренду.

Требования министерства во многом отстаивают интересы отечественных производителей автобусов, однако помимо рекомендации отдавать предпочтения новым транспортным средствам, практически не содержат указаний по уровню комфорта для пассажиров.

Согласно пресс-релизу, у кандидатов на перевозку появится возможность побороться за дополнительные баллы: преимущество получат те, чей штат больше, уровень заработной платы водителей выше, у которых есть коллективный договор, а транспортные средства новые.

Повышены требования и к безопасности. «Ремнями безопасности сидений пассажиров и водителя должны быть оборудованы автобусы, используемые для регулярных пассажирских перевозок на междугородных и международных автобусных маршрутах; автобусы, используемые для нерегулярных и регулярных специальных пассажирских перевозок», – говорится в документе министерства. То есть обычные городские маршрутки смогут продолжать ездить без ремней безопасности для пассажиров.

Устройства для ограничения скорости должны иметь автобусы с датой первой регистрации в Украине после 1 января 2008 года и автобусы, предназначенные для перевозки школьников. При этом устройства для ограничения скорости в автобусах должны соответствовать требованиям технических предписаний и быть настроены так, чтобы максимальная скорость не могла превышать 100 км/час (в автобусах, предназначенных для перевозки школьников, – до 70 км/час).

Автобусам вместимостью до 22 пассажирских мест включительно будут запрещены перевозки пассажиров на расстояние свыше 150 км, а к перевозкам организованных групп детей на маршрутах протяженностью более 50 км не будут допускаться автобусы, срок эксплуатации которых превышает 10 лет.

Таким образом, большинство требований Минифраструктуры, по словам экспертов, касается межобластных перевозок, за исключением разве что требования иметь ремни безопасности для пассажиров на межгороде. Это может стать проблемой для многих перевозчиков, поскольку данная опция должна быть предусмотрена заводом-изготовителем, следовательно, наличие ремней подразумевает и новый подвижной состав.

Анализируя требования министерства, можно прийти к выводу, что они во многом направлены на лоббирование интересов отечественных производителей автобусов, однако помимо рекомендации отдавать предпочтения новым автобусам, практически не содержат рекомендаций по уровню комфорта для пассажиров. Но ведь ни для кого не секрет, что даже новые «Богданы» и «Эталоны» не всегда могут обеспечить нормальную температуру в салоне в зимний период, говорить же о кондиционировании летом вообще не приходится. Скорость же и удобство перевозок пока преимущественно остаются за скобками.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад