Кофе в Украине: цены, спрос и тренды

Многим из нас, жителей Украины, хотелось бы купить кофе недорого. Из-за высокой конкуренции продавцы вынуждены идти на некоторые уступки. Нет, работать себе в убыток они не стали, но скидки сделали. Например, один интернет-магазин удивил ценами ниже рыночных (смотреть тут).

Изучение спроса и предложения помогает сориентироваться в огромном потоке брендов и наименований. Выяснилось, что в течение 2019 календарного года кофе на территории Украины было продано на сумму более 100 миллионов долларов. А поскольку спрос на бодрящий напиток растет, активизировались и фасовочные фабрики, и кофейни. В этой статье представлен небольшой анализ сегодняшних тенденций, который будет полезен прежде всего предпринимателям.

Растворимый кофе против молотого: картина рынка в 2013 году и сейчас

Сейчас даже забавно видеть цифры 5-7-летней давности, обнародованные в скупых на полезные факты исследованиях. Тогда рынок растворимого кофе доминировал гораздо больше, чем сейчас. В 2013 году его продажи в натуральном измерении составили 23,2 тысячи тонн – 88 % рынка. При этом резко росло количество владельцев кофеварок…

А какова ситуация на рынке кофе сегодня? По продажам кофе сегодня уступает только нефти. Но если говорить об извечном споре натурального и растворимого продукта, ситуация несколько изменилась. Хотя гранулы и кристаллики всё равно в лидерах, молотый кофе увеличил свою долю до 47 %. Всё же в 2018–2019 гг. его потребление на 1 жителя Украины было значительно ниже, чем у среднестатистического европейца.

Мировые тренды

Производители кофе развивают свои бренды таким образом, чтобы удивить, привлечь чем-то принципиально новым. Возникают неожиданные и изысканные ароматы, вкусы, упаковки… Также встречается нестандартная подача. Вот примеры.

В 2019 году в Тайване открылась первая в мире кофейня, в которой порция кофе дополняется 3D-рисунками.

В скандинавских странах другой тренд: эспрессо-тоник – так называется шот эспрессо, объединенный с холодным тоником.

В Индонезии и вовсе дикая традиция – добавлять в чашку с кофе раскаленные угли. Говорят, полезно для здоровья.

Украина: развитие потребительской культуры

А исследования по Украине свидетельствуют о росте потребительской культуры. В крупных городах элитные кофейни постепенно знакомят посетителей с тем, как выглядит порция кофе, как она подается и в каких вариациях. Также, в отличие от Европы, наша страна отличается возрастающим количеством специализированных кофейных заведений.

Некоторые факты об импорте и местных производителях

Чтобы продавать свежий кофе, полезно делать его закупки в сыром (необжаренном) виде. Мелких игроков рынка зеленого кофе в Украине к 2020 году образовалось более 1500. А вот крупных всего десяток. Популярные экспортеры: Германия, Польша, Италия, Голландия, Бельгия.

Но украинский рынок кофе не живет только импортом. Собственное производство дополняется достаточно крупными иностранными инвестициями. Речь идет в большей степени о фасовке готового продукта и в меньшей – об обжарке.

Выводы

Если вы хотите занять свою нишу на рынке кофейного бизнеса, запомните 3 вещи. Работа с растворимым кофе дает преимущества в краткосрочной перспективе, с натуральным – в долгосрочной. Продавцу полезно также делать свой вклад в развитие кофейной культуры. Да, это дополнительные вложения в аксессуары, качественный продукт, рабочую силу, но это, опять же, расчет на перспективу. И третье – работайте с максимально свежим продуктом, постепенно наращивая обороты.

Вернуться назад