Обзор рынка чая и кофе в Украине

Чай и кофе принято считать вечными конкурентами в борьбе за потребителя, в Украине ситуация похожа, но имеет некоторые особенности. Появляется множество исследований, позволяющих определить популярность конкретных видов горячих напитков и брендов, а также указывающие на статистику продаж и факторы, влияющие на выбор.

Этот обзор поможет тем, кто желает купить чай и кофе оптом, принять более осмысленное решение и построить эффективный бизнес. Речь пойдет о таких категориях, как кофе растворимый и заварной, а также чай рассыпной и пакетированный. А если вы задумываетесь о выборе поставщика, то найдете его здесь.

Самые популярные компании рынка Украины

Ни чай, ни кофе невозможно выращивать в Украине ввиду особенностей климата. Когда мы говорим об отечественных производителях, то подразумеваем расфасовщиков и упаковщиков. И статистика за 2017-2018 гг. позволяет отметить несколько интересных тенденций:

  • Данная ниша отличается достаточно высокой конкуренцией. Можно выделить примерно по 10 крупных производителей чая и кофе, а мелких просто не счесть.

  • Импортная продукция пока преобладает, но ее доля постепенно уменьшается, так как вытесняется местными торговыми марками.

  • Украинские компании гораздо чаще предпочитают закупать продукт не у стран-производителей, а через посредников, особенно часто — в Польше и России. Только крупные международные компании наладили сотрудничество с производителем и могут предложить более низкую цену.

  • Большая часть сделок проводится через интернет-магазины, где ниже стоимость чая и кофе.

Что касается самых популярных компаний, то ситуация такова.

Чай:

  • Unilever БНК. Производит продукт марок “Бесіда”, Lipton и другие.

  • Ahmad Tea. Одноименную марку знают и уважают все.

  • “Орими-Трейд”. Владелец брендов Tess и Greenfield, а также ряда продуктов со словом “принцесса” в названии.

  • “Мономах”. “Чайные шедевры”, “Три слона” — результат их производства.

  • “СолоМия”. Делает уважаемый многими чай марок Batik и Askold.

А вот компании, являющиеся лидерами рынка кофе в глазах нашего потребителя:

  • Nestle. Самая известная марка — Nescafe.

  • JDE. Производитель Jacobs и Carte Noire.

  • Food Empire. Владельцы бренда MacCoffee.

  • Lavazza.

  • “Кава зі Львова”.

Многим также известна торговая марка “Жокей” от “Орими-Трейд” и “Черная карта” от Strauss Group.

Статистика продаж за 2017–2018 гг.

Сравним 2017 и 2018 гг. Согласно исследованиям компании Trademaster, количество продаж чая и кофе увеличилась преимущественно в гривневом эквиваленте. И это объясняется инфляционными процессами, а не ростом популярности, поскольку количество реализованных упаковок снизились на 5,5 %. Только в категории “чай” произошел рост объёма проданной продукции — на 4,2 %.

Кофе: натуральный против растворимого, чай: листовой против пакетированного

Внутри каждой из двух основных категорий горячих напитков есть своя конкуренция. Кофе зерновой и молотый (натуральный) соперничает с растворимым, а чай принято разделять на листовой и пакетированный. И здесь тоже наметились показательные тенденции.

Доля заварного кофе растет и в гривневом, и в натуральном эквиваленте, а вот о растворимом варианте напитка такого не скажешь. Хотя в популярности остается лидером второй вид продукта, с ростом культуры потребления кофе приоритеты постепенно меняются.

Доля листового и пакетированного чая практически не меняется — колебания есть буквально в пределах 1 % — лишь незначительная часть украинцев поменяла предпочтения в пользу листового продукта. Но пакетированный вариант пока более популярен.

Итоги

Всё это означает, что удобство и скорость приготовления для наших соотечественников пока стоят на первом месте, однако вкусы меняются, хотя и не слишком быстро. Также можно увидеть, что крупные игроки рынка постепенно подавляют более мелких, в том числе благодаря возможности установить более низкую цену. Но самое главное, что чай и кофе в Украине остаются очень популярными напитками.

Вернуться назад