Докопались до истины

Докопались до истины
Акция протеста, организованная строителями Донецкого метро, прошла вчера под стенами областной государственной администрации. Митингу­ющие вышли с главным требованием – возвратить им долги по заработной плате за последние полгода. По мнению трудового коллектива, такой шаг – единственный способ добиться своего законного права.

В руках у митингующих на площади перед Донецкой облгосадминистрацией – плакаты с констатацией факта: «Шесть месяцев без зарплаты». Как говорят сами метростроевцы, решение выйти с требованиями назрело давно. В последний раз заработную плату работники предприятия получили за февраль 2011 года, и уже полгода люди без законного заработка продолжают выполнять свои функции по поддержанию уже построенных мощностей Донецкого метро. Долг (без учета обязательных отчислений с зарплаты) составляет 3,5 миллиона гривен.
Заместитель главного инженера ООО «Донецкшахтометрострой» Владимир Железнов рисует катастрофическую перспективу, если рабочие перестанут контролировать то, что уже построено, и судьба Донецкого метро так и не решится: «Возможны случаи провалов поверхности, как это было в Киеве. Отдельные станции имеют неглубокое заложение: «Красный городок», «Пролетарская» – это котлованы, которые находятся в бетоне… Со временем они могут сложиться и обрушиться, тогда проезжая часть дорог, жилые дома теоретически могут уйти под землю. Поэтому оставить то, что мы наработали за эти годы, ни в коем случае нельзя».

В очередной раз Донецкий городской голова Александр Лукьянченко вмешался, чтобы помочь строителям. Выплаченная трудящимся зарплата за ноябрь, декабрь 2010 года и январь, февраль 2011-го – поддержка городского совета Донецка. «Мы уже 9,5 миллиона заплатили, а со стороны других источников ни копейки не пришло, – говорит мэр. – На сессии горсовета 23 сентября мы выделим дополнительно за счет своих скудных ресурсов один миллион гривен для выплаты части заработной платы метростроевцам. Я обратился официально в облсовет и правительство по этому вопросу. Все, что в нашей компетенции, мы с депутатами горсовета делаем».

Платить рабочим должен заказчик, а это Министерство инфраструктуры Украины. Однако из госбюджета не пришло ни копейки, говорят и представители профсоюза ООО «Донецкшахтометрострой». Они неоднократно обращались в Мининфраструктуры, другие ведомства, но результат нулевой.

Безусловно, то, что уже построено, кто-то должен поддерживать, однако есть и другая сторона медали. Неужели метростроевцы и их семьи сами не устали от безденежья и ни у кого из них за эти полгода не возникло желания уйти на достойную работу, тем более что сейчас в Донецке – строительный бум? Быть может, у рабочих очень развит дух патриотизма, который заставляет их жертвовать собственным благополучием ради спасения города от провалов? Или же заставляет покориться судьбе и не искать «трудных» путей само «отсутствие работы на работе», ведь зарплату-то все равно выплатят всю, хоть раз в полгода и со скрипом, но после акции протеста – гарантированно… Но как бы то ни было, проб­лема есть и ее надо решать.

О намерениях областной власти вмешаться и помочь сообщил митингующим заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Валерий Лукашенко. По его словам, во время ближайшей поездки в Киев губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий собирается обратиться в Министерство инфраструктуры с просьбой погасить задолженность перед донецкими метростроевцами.

Днем ранее эта тема поднималась на пресс-конференции губернатора, который заявил: «Во-первых, я плохо отношусь к невыплаченной зарплате в целом. Во-вторых, компания, которая вела работы, частная и, следовательно, Донецкая облгосадминистрация не является заказчиком данного строительства. То есть задолженности Донецкой облгосадминистрации перед метростроевцами нет. Но, учитывая, что губернатор ответственен в области за все, в том числе и за долги по зарплате частных компаний, естественно, я буду вести диалог как с людьми, так и в Киеве, в Мининфраструктуры относительно погашения задолженности. Потому что метро строится 19 лет со средней скоростью 100 м в год и большим количеством денег».

Елена ШУЛЮПОВА
Вернуться назад