«Электротехника горела громко»

«Электротехника горела громко»
В последнее время участились случаи, когда из-за перепада напряжения в домах горят бытовые электроприборы. С такой бедой в редакцию «Жизни» обратились и жители переулка Новый пгт Старобешево. Для них высокое напряжение стало громом среди ясного неба. Потому что, казалось бы, банальный обрыв провода перерос в настоящие взрывы в квартирах.

Высокое напряжение

Бытовая техника буквально сгорала на глазах. Жительница переулка Новый Наталья рассказала: «Техника горела громко, с хлопками и искрами, а в квартирах были дети. В одной из семей задымился компьютер, как раз во время того, как бабушка меняла для внука диск с мультфильмами».
Авария с немалыми убытками коснулась более десятка семей. «У людей сгорело многое, – говорит Наталья, – причем такие дорогостоящие вещи, как телевизоры, компьютеры, модемы, холодильники, спутниковые антенны, микроволновки, электродуховки, DVD-проигрыватели, музыкальные центры, стиральные машины».

Теперь у жителей «высокое напряжение» в отношениях с местными РЭС. Ведь, по версии людей, авария на линии электропередач произошла после того, как сотрудники электросетей помогали рабочим ликеро-водочного завода спилить деревья, в результате – электрики сами и повредили провод.

«Не рубите дерева»

Свою версию газете «Жизнь» рассказали и электрики. По словам начальника Старобешевских РЭС Юрия Батюты, причиной таких повреждений действительно стал обрыв провода: «Оборвался там ноль, а при этом защита не работает – получается перекос напряжения, где-то не доходит до 220 вольт, а где-то зашкаливает, поэтому электроприборы не выдержали». Однако вину своих сотрудников начальник отрицает, по его словам, провод оборвали ветви деревьев в результате сильного ветра. Пострадавшие же утверждают, что в этот день был полный штиль. Юрий Батюта добавил, что опиливать деревья не входит в обязанности работников РЭС. Это должны делать жители с привлечением организаций, под руководством местных советов: «Мы всем разослали письма, что линия заросла – ни одного ответа», – сказал начальник РЭС.

«Световая» война

Теперь же пострадавшие собрали пачку заявлений с жалобами и направили их в Старобешевские РЭС. Они хотят возмещения ущерба и готовы обратиться в суд.

Районные же электросети отвечают, что передали жалобы в «Донецкобл­энерго», поскольку являются его структурным подразделением. Ответ придет лишь через две недели. К тому же, ответили в РЭС, доказать их невиновность может и диспетчерская служба, которая фиксирует все повреждения на магнитофон. Кор­респондент «Жизни» решил услышать вердикт энергетиков раньше названного срока и набрал номер «Донецк­облэнерго». Но там сказали, что Старобешевские РЭС относятся к структурному подразделению предприятия – «Донецким западным элект­рическим сетям». Позвонив по указанному телефону, услышали ответ директора Романа Рожило, который ничем не отличался от версии старобешевских электросетей: «Причина горения электроприборов – в том, что сами жители не обрезали ветки своих деревьев. Директор Донецких западных электрических сетей пообещал подробнее изучить эту проблему и сказал, что если она потребует расследования, официальный ответ может задержаться на месяц.
Чем закончится эта «световая» война – неизвестно. Пока же электрики дают совет, как уберечь свой дом от перепадов напряжения: установить нормализатор напряжения. Между тем, установка эта ударит по карману. Причем придется не только купить оборудование за свой счет, но и заплатить именно электрикам за установку.

Советы юриста

Можно ли понесшим убытки людям рассчитывать на компенсацию, сотрудник «Жизни» пыталась выяснить у адвоката Донецкой региональной коллегии адвокатов Елены Финк. Тем более что сами старобешевцы попросили дать компетентный совет специалиста относительно того, в какой последовательности надо действовать, чтобы отстоять свои права в рамках закона.

Прежде чем обратиться в суд, отметила Елена Финк, пострадавшим нужно, в первую очередь, сделать в РЭС письменный запрос и подтвердить факт того, что они действительно проводили работы по их линии. Это фиксируется в журнале диспетчера, и, по закону, выписку из него вам и должны предоставить.
Затем нужно провести экспертизу. Однако надо принять во внимание тот факт, что научно-исследовательский институт судебных экспертиз работает лишь по запросу суда или адвоката. Поэтому лучше вызвать частного эксперта или мастера электроаппаратуры (обязательно от официально зарегистрированного предприятия), чтобы тот не только починил быттехнику, но и сделал свои выводы на бумаге, то есть составил акт, в котором бы оценил ущерб, указал, что повреждено, что подлежит восстановлению, а что нет, отметил причину поломки и стоимость работ. Акт нужно обязательно подкрепить подписью и печатью предприятия рембыттехники. Теперь, когда у нас есть предмет иска, мы можем идти в суд, захватив с собой квитанцию о приобретении данной бытовой техники. И писать заявление в суд о взыскании материального и даже морального ущерба. В суд можно подавать и в том случае, если РЭС на запрос не ответили, а в заявлении обязательно следует указать, что запрос отправляли в электросети такого-то числа, но ответа не получили.

Суд проведет свою экспертизу о причинах аварии, а затем вынесет решение, разъяснила адвокат.

Елена ШУЛЮПОВА
Вернуться назад