Что такое «Сирена» и почему не «Турбина»?

Что такое «Сирена» и почему не «Турбина»?
Правильное поведение водителей на дороге не видится безопасным, поскольку все равно инспектор ГАИ может вас остановить и предъявить массу причин остановки. Примеров тому масса. Газета «Жизнь» попробует очертить ряд вопросов, которые следует знать и пользоваться ими в момент, когда вы понимаете, что инспектор ГАИ остановил просто так, в надежде поправить показатели или, еще хуже, поднять денег.

Начнем со случая, который произошел в прошлую пятницу с сотрудником газеты. Утро. Донецк. Район Боссе. Поднимаемся вверх по улице Ткаченко, справа - стадион «Олимпик», а сразу после стадиона есть карманчик на дороге (все его знают), стоят… автомобиль «Дэу» с логотипом «Державтоінспекція» и три инспектора в желтых накидках. Скажу сразу, наш сотрудник ехал на исправной машине, талон в верхнем углу до 2013 года, номера на машине чистые, как и сама машина, водитель пристегнут, скорость - 60 км в час, ах да, забыл, еще и в правом ряду. У водителя лицо нормальное, он не похож на террориста, наркомана со шприцем в шее и не сидел за рулем перемотанный пулеметными лентами, не курил, не разговаривал по телефону. К чему я это все рассказываю? Чтобы у вас тоже возник вопрос - за что можно остановить в такой ситуации? Ан нет, можно, просто взмахнув палкой и - стоп игра. Хорошо, остановились. Подходят сразу трое и в один голос: «Предъявите документы!» Спрашиваю: «Причина остановки?» Опять требование: «Документы!» Пытаюсь сослаться на то, что ничего не нарушил, они вроде с этим соглашаются, но документы требуют. Разговор переходит в нервное русло, двое отходят, видимо, понимая, что водитель попался явно не из числа их клиентов, а третий, вероятно, самый важный, все-таки пытается доказать, что закон на его стороне, не унимается и произносит фразу, от которой мне вообще стало обидно за доблестное подразделение, вроде бы предпринимающее попытки стать на более высокий уровень. Но, увы, эти попытки, тщетны. «У нас операция «Сирена», мы можем останавливать и проверять документы!» Хорошо, мне хоть «Турбиной» обзови ваши операции, в голове лучше не станет. Откуда мне знать, что три инспектора в 6.00 проводят операцию «Сирена»? Меня научили, какие документы должны быть с собой, еще в армии также научили, что автомобиль должен быть исправным, водитель должен быть трезвым и знать правила дорожного движения. ВСЕ!!! О «Сирене» ничего не говорили… Так почему же опять 25.
Мы постараемся разобраться в ситуации и помочь вам, дорогие водители, обезопасить себя от беспричинной остановки.

Итак, по порядку.

13 августа 2011 года в Украине вступил в силу закон об отмене техосмотра. Вместе с этим изменился Кодекс об административных правонарушениях, Закон "О милиции" и Закон "О дорожном движении". Редакции показалось любопытным мнение портала «Дорожный контроль» на этот счет.
Одно из основных новшеств - отныне водитель не обязан передавать инспектору ГАИ права и регистрационный документ на автомобиль, достаточно их только предъявить.

Вообще, тема передачи документов была одной из самых болезненных - на ее почве возникло множество конфликтов, судебных процессов, незаконных задержаний… В итоге был сделан правильный вывод и обязанность передавать убрали.
ГАИ и МВД сдаваться не собираются. Для милиции передача прав настолько принципиальный вопрос, что они готовы пойти на все что угодно, лишь бы иметь возможность брать в руки документы автомобилиста.

Как непередача документов стала "непокорой"

В редакции Закона Украины "О дорожном движении", которая действовала до вступления изменений, была четко прописана обязанность водителя передавать работнику милиции документы. Однако ст. 126 КУпАП наказывала автомобилиста в случае, если он не передал или не предъявлял права и техпаспорт.

То есть, если вы только показали инспектору документы, но не передали их в руки, то формально не выполнили свою обязанность, наказать вас за это нельзя, поскольку в ваших действиях нет административного проступка.

Данной нормой закона автомобилисты часто пользовались, а чтобы насолить водителям работники ГАИ выписывали штрафы, большинство из которых были отменены судами как незаконные.

Тогда ГАИ пошла на другой шаг - в милиции решили трактовать непередачу документов не только по ст. 126 КУпАП, но и как ст. 185 КУпАП - злостное неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции.
ПОЗИЦИЯ ГАИ КИЕВА:
Ответ ГАИ - это настолько чудовищная юридическая глупость, что комментировать ее грамотному юристу просто противно. Дело в том, что согласно Конституции гражданин не может быть дважды привлечен к юридической ответственности за одно правонарушение.

По мнению зам. начальника ГАИ г. Киева Опанасенко И.Б., Конституция Украины не распространяется на водителей и инспекторов, потому за непередачу документов можно писать два штрафа, как по ст. 126, так и по ст. 185.

Бредовое трактование Госавтоинспекцией норм законодательства было опровергнуто Университетом Драгоманова, в лингвистическом выводе которого прямо указано, что водитель имеет право только предъявить документы, но не передавать их.

МВД отвергает лингвистический вывод Университета Драгоманова и настаивает, что водитель все-таки обязан передавать документы, а не то будет составлен протокол за злостное неповиновение по ст. 185 КУпАП.

Об этом Министерство внутренних дел написало в своем обращении на имя Верховной Рады Украины.
Судя по данному документу, в МВД юристов нет или же министерство сознательно врет и вводит в заблуждение как Верховную Раду Украины, так и население страны.

Чтобы понять ущербность позиции милиции, необходимо знать, что такое ст. 185 КУпАП. Как известно, согласно ст. 19 Конституции Украины "органи державної влади, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України".

Простыми словами это означает, что у работника милиции должно быть не только право, но и обозначены рамки его применения и способ реализации.
Например, работник милиции вправе обыс­кивать. Но законом установлено, в каких случаях он может обыскивать и как он это должен делать. То есть милиционер не может придти к вам домой и лишь на основании одного права провести обыск.

Право обыска указано в Законе «О милиции», а процессуальные нормы реализации этого права прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе Украины.
Сотрудник ГАИ, как и любой сотрудник милиции, имеет право проверить документы. Но ни в одном законе Украины не указано, что гаишник во время реализации своего права проверять документы может требовать передать их в руки.

Если же в законах не указано право сотрудника милиции требовать передачу документов в руки или же не указано в процессуальных нормах, что документы проверяются исключительно в руках, то инспектор не может настаивать на том, чтобы водитель передал в руки свои документы.
Следовательно, о каком злостном неповиновении законному распоряжению работника милиции может идти речь, если НИ ОДИН закон не дает права инспектору ГАИ требовать, чтобы водитель передал в руки свои документы?

Применение в данной ситуации ст. 185 придумать мог лишь воспаленный мозг человека, который вообще не понимает украинского законодательства или намеренно его коверкает на свой лад.

Аргументируя свою позицию, МВД ссылается на обязанность водителя передавать документы. Но тогда ст. 185 должна звучать так: "злостное невыполнение водителем своих законных обязанностей". Но ведь эта статья уже есть! И называется она - ст. 126 КУпАП, которая регламентирует ответственность за непередачу документов.

Однако ст. 126 старой редакции была написана так, что ответственность наступала только если водитель отказался предъявить документы. То есть закон хоть и обязывает водителя передавать, но не предполагает за это какого-либо наказания, а, следовательно, человек не совершает ни одного правонарушения.

Теперь еще пару аргументов, почему в нашей ситуации ст. 185 неприменима.

Во-первых, данная статья касается исключительно нарушения общественного порядка. Например, вы бьете стекло на улице, к вам подходит милиционер, требует его не бить, а вы продолжаете дебоширить и злостно отказываетесь прекратить бить стекло. Это будет "непокора".

В непередаче документов нет никакого нарушения порядка. Кроме того, в ст. 185 КУпАП есть слово "злостное", что означает неоднократный, дерзкий отказ человека выполнять требование милиционера.

Если же водитель на просьбу дать документы просто молчит, то в этом нет ничего злостного, а значит нет и состава правонарушения по ст. 185.
Помимо того, ст. 185 предполагает задержание человека в управлении милиции на основании ст. 263 КУпП. А в ст. 259 КУпАП четко указано, что:
"при вчиненні порушень правил користування засобами транспорту порушника може бути доставлено уповноваженою на те особою в міліцію, якщо у нього немає документів, що посвідчують особу, і немає свідків, які б могли повідомити необхідні дані про нього".

Если у водителя есть документы и он их показывает, его автоматически никто не имеет права задерживать в органы милиции, а следовательно нельзя применить ст. 185 КУпАП, которая предусматривает такое задержание. Если же водителя задержали, это ст. 371 УК Украины - "завідомо незаконні затримання, привід, арешт або утримання під вартою".

И напоследок ст. 9 КУпАП: "адміністративним правопорушенням (проступком) визнається протиправна, винна (умисна або необережна) дія чи бездіяльність, яка посягає на громадський порядок, власність, права і свободи громадян, на встановлений порядок управління".

Спрашивается, каким образом водитель посягнул на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если показал сотруднику милиции свои документы, но не передал их в руки? Ответ на этот вопрос расставит все точки над «i».

Как видно, любой грамотный юрист при справедливом суде докажет противоправность обвинения по ст. 185 КУпАП за непередачу в руки документов и добьется привлечения работников милиции к уголовной ответственности за фальсификацию административных материалов.

Возникает вопрос, почему же тогда ГАИ с таким остервенением пытается заставить водителей давать документы в руки? Ответ прост - это единственный метод шантажа инспекторов, когда, взяв в руки права, автомобилиста просто берут в плен.

Если инспектор ГАИ теряет возможность брать документы, он не может шантажировать водителя, длительное время его безосновательно задерживать и выстраивать свою линию поведения, удобную ему.

По состоянию на сегодняшний день у водителя отсутствует какая-либо обязанность давать в руки милиционеру свои документы. Нормы Закона "О дорожном движении" и ст. 126 выписаны так, что наказание наступает только в случае отказа предъявить их.

Федор ИВАНОВ
Вернуться назад