Концепция восстановления мира без самого мира

Концепция восстановления мира без самого мира

"Концепция государственной целевой программы возобновления и развития мира в восточных регионах Украины" полезна, но может так полноценно и не заработать. К такому выводу пришли эксперты общественной инициативы "Восстановление Донбасса" проанализировав документ, принятый на заседание Кабинета Министров Украины 31 августа 2016 года.

Согласно концепции, возобновлять и развивать мир на Донбассе предлагают с помощью Государственной программы содержащей следующие шаги: восстановление критической инфраструктуры, соцуслуг, возобновление экономики и кредитования малого и среднего бизнеса, создание самодостаточных общин, возвращение доверия между людьми, психологическая поддержка населения. На разработку программы отведено три месяца.

Кроме того, программа должна решить проблему безработицы временно перемещенных лиц, вернуть показатели ВВП региона до уровня 2013 года и вдвое увеличить экспорт продукции, производимой местными предприятиями.

Сама программа рассчитана на три года - 2017-2020. На ее реализацию необходимо 1,52 млрд долл. США. Источники финансирования - деньги международных финансовых организаций и международной технической помощи через создание целевого фонда.

Как отметила руководитель инициативы "Восстановление Донбасса" Елена Петряева: "Концепция имеет несколько ярко выраженных плюсов. Во-первых, то что такая концепция вообще появилась и была утверждена правительством. Появление системного документа, направленного на восстановление разрушенного войной региона - уже прогресс. Во-вторых, впервые за последние два года было признано, что потеряла Украина. До 2014 года в структуре национальной экономики Донецкая и Луганская область были наибольшими по своему потенциалу. Экономика областей составляла четверть промышленного производства и экспорта Украины. Но есть и минусы, которые могут сорвать выполнение программы. В первую очередь - как можно восстанавливать мир в условиях перманентно возникающих обстрелов?"

К минусам концепции, по ее мнению, относится: отсутствие в документе мер по прекращению боевых действий и восстановлению неподконтрольных территорий (инфраструктуры и экономики), конкретных действий для экономического восстановления восточных регионов. Кроме того, неточности в оценке количества внутренне перемещенных лиц, неясная процедура наполнения и контроля целевого фонда.

Так, по словам Елены Петряевой: "К сожалению, в большинстве своем, концепция носит слишком декларативный характер и требует детализации, которая надеюсь будет изложена в самой программе. Обращу также внимание, что слишком уж вовремя появилась концепция. Как раз накануне саммита двадцатки в Китае, где будет обсуждаться и украинский вопрос. Благодаря концепции Украина может продемонстрировать свои мирные намерения в отношении Донбасса. Показать, что мы следуем Минским договоренностям, а возможно и намекнуть, что есть другой альтернативный путь. Это может привести к возобновлению финансовых поступлений из-за рубежа, распределением которых как раз и будет заниматься Кабмин. Будет очень печально, если все так и останется на бумаге. Ведь опыт "Кабминовского саботажа" уже есть".

Напомним, что на сегодня есть целый ряд проблемных вопросов, которые не урегулированы законодательно. Среди них:

1. Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» поручал Правительству разработать и утвердить комплексную государственную программу поддержки и социальной адаптации граждан Украины, которые переселились с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО в другие регионы Украины. Государственная программа принята 16.12.2015, но в Государственном бюджете на 2016 год не предусмотрено ее финансирование.

2. Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» обязал содействовать в предоставлении внутренне перемещенным лицам кредитов на приобретение земельных участков, приобретение и строительство жилья. В связи с чем органы исполнительной власти, местного самоуправления и государственные банковские учреждения должны были сформировать долгосрочные программы льготного кредитования для внутренне перемещенных лиц с целью обеспечения строительства и инвестирования в развитие жилой инфраструктуры. Ни одной государственной программы льготного жилищного кредитования для внутренне перемещенных лиц сегодня не принято.

3. Закон Украины «Об установлении дополнительных гарантий защиты граждан, которые проживают на территориях проведения антитеррористической операции, и ограничении ответственности предприятий – исполнителей/производителей жилищно-коммунальных услуг в случае несвоевременного осуществления платежей за потребленные энергетические ресурсы» (вступил в силу 07.02.2015 года) поручал Кабмину в месячный срок разработать порядок погашения задолженности по выплате заработной платы, стипендий, пенсий, которая возникла вследствие проведения АТО. До сих пор не выполнен.

4. 23 августа 2015 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, касающиеся перемещения товаров в районы или из районов проведения антитеррористической операции» № 649-VІІІ от 17.07.2015 года. Данный закон урегулировал компетенцию государственных органов, наделив полномочиями Кабинет Министров Украины утвердить порядок перемещения товаров в районы или из районов проведения антитеррористической операции по представлению Службы безопасности Украины. То есть, Служба безопасности Украины вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины, а Правительство утверждает порядок перемещения товаров в районы или из районов проведения антитеррористической операции. Такой порядок должен был быть утвержден до 22 августа 2015 года. Но увы, порядок перемещения товаров до сегодняшнего дня регулируется Временным порядком контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов (товаров) через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей. Учитывая полномочия, закрепленные в Законе Украины «О борьбе с терроризмом», СБУ, превышая свои полномочия, продолжает устанавливать правила игры при перемещении товаров в районы или из районов проведения антитеррористической операции.
Вернуться назад