Деловое общение и его особенности

Деловое общение


Деловым считается общение, которое носит целевой характер, то есть ставит перед собой решение определенных задач, ограниченных определенным тематическим кругом. Для делового общения, или встречи, специально арендуют конференц зал в Одессе, или другом крупном городе. Главной задачей такого общения является эффективное сотрудничество.

Деловая переписка, собеседование, конференция, собрание, презентация, консультация, сдача экзаменов и т.д. – всё это виды делового общения. Деловое общение характеризуется четырьмя принципами.

Межличностность общения подразумевает под собой личный интерес собеседников. Невзирая на деловой характер, такое общение всегда содержит в себе, прежде всего, межличностный контакт, то есть личные качества партнеров, их отношение друг к другу.

Целенаправленность означает, что любое действие преследует некую цель. Однако у делового общения вполне может быть одновременно несколько целей. Например, при приёме на работу соискатель рассказывает на английском о своих главных слабостях. Таким образом, он не только демонстрирует работодателю свои языковые навыки, но и показывает, что умеет обращать свои недостатки в достоинства и правильно реагировать на каверзные вопросы.

Кроме того, деловое общение имеет такое свойство, как непрерывность. Проще говоря, если взаимодействие началось, то оно не прекращается ни на минуту. Человек, так или иначе, подаёт какие-то скрытые сигналы – интонацией, жестами, мимикой. И опытные собеседники их не только замечают, но и расшифровывают.

Многомерность. Неизбежно в процессе деловой коммуникации помимо обмена информацией происходит так же регулировка взаимоотношений партнеров. Опять же, важен не только смысл сказанного, но и сопровождающая интонация, мимика и жесты. Если фразу «Добро пожаловать в наш коллектив!» человек сопроводит открытой улыбкой и рукопожатием, то его оппонент поймет, что ему здесь действительно рады. Если же подобную фразу произнести сухо и без эмоций, то это, скорее, исполнение делового этикета, не более.

Немаловажное значение для делового общения имеют и те контекстные условия, в которых оно проистекает. Например, такие показатели, как время, место, окружающая среда и даже физическое расстояние между партнерами могут как положительно, так и отрицательно сказаться на деловом общении. Социально-ролевой контекст – это цель общения, а так же ситуация, в которой оно происходит. На эмоционально-нравственном контексте, по сути, держится всё деловое общение: это те чувства и эмоции, которые испытывают собеседники во время беседы. Во многом они зависят от предыдущего общения, если таковое было.

Так же деловое общение обладает и нравственными нормами. Каждый человек имеет право на то, чтобы его точка зрения была как минимум выслушана и воспринята с уважением. Честный партнер не будет лгать и обманывать, порядочный – лицемерить и подставлять, справедливый – судить предвзято, а ответственный – придерживаться своих же слов.

Наконец, существует несколько подходов к деловому общению. Они зависят от оценки, как самого себя, так и партнера. Исходя из этого, в деловых отношениях преобладает доминирование, соперничество либо партнерство.

В доминирующих отношениях присутствует эгоизм одной из сторон. Тот партнер, который стремится к доминированию, не учитывает интересы и желания другой стороны, а использует его в качестве инструмента для достижения собственных целей.

Соперничество подразумевает под собой стремление одного из партнеров к одностороннему преимуществу. В этом случае, ожидать от человека можно все, что угодно.

В партнерских отношениях субъекты находятся на равных условиях, учитываются интересы и выгоды каждого. Такой подход имеет неоспоримое достоинство – обе стороны остаются в выигрыше. Только вот прийти к таким отношениям получается не у всех и не сразу.

Вернуться назад