Будут ли работать продуктовые европейские стандарты?

Будут ли работать продуктовые европейские стандарты?


Закон о безопасности и качестве пищевых продуктов, вступивший в силу 20 сентября, гармонизирует наше родное законодательство с нормами Евросоюза. По крайней мере, это утверждала Верховная рада, голосуя за него. Итак, терминологию утрясли, ответственных за наши желудки переназначили. Осталось лишь втиснуть наш менталитет в европейские стандарты...

КАЧЕСТВО ТЕРМИНОВ ИЛИ КАЧЕСТВО ЕДЫ?



Руководитель проекта ЕС «Усовершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине» Яна Добидовская считает вступление в силу данного закона важнейшим шагом, полезным и потребителям, и производителям. Потребителю, например, новые нормы дают шанс проверить, является ли товар безопасным, не пропуская его через себя. К слову, понятия «качество» и «безопасность» по новому закону — это разные характеристики пищевого продукта.

Но теории — одно, а реалии — другое. Почему-то хочется расценить очередные нововведения не как актуальные и назревшие, а как готовность в срочном порядке «не глядя» подписывать любые обязательства ради дружбы с ЕС... Есть ли тут хоть какой-то позитив для производителя, которого отныне нужно именовать «оператор рынка»?

Производители будут в выигрыше, уверены чиновники. Стандарты Международной системы контроля за безопасностью и качеством пищевых продуктов (Hazard Analysis and Critical Control Points— HACCP) сулят предприятиям сплошные бонусы. Производитель сможет сам контролировать себя (а раньше не мог?) и не выпустит в продажу то, что стало опасным в процессе производства. Если такой продукт попадёт на рынок, то НАССР мигом укажет, кого следует оштрафовать.

За добросовестность операторов теперь будет ручаться один новый компетентный орган вместо прежних привычных и с нашей точки зрения крайне необходимых. Уменьшению регуляторной нагрузки в других сферах принято аплодировать стоя. Но в отношении пищепрома я бы засомневалась... Как представить себе мир «вкусной и здоровой пищи» без санитарной и ветеринарной экспертизы?..

В ПЕРЕВОДЕ НА ФЕРМЕРСКИЙ



Общая система безопасности «от поля до стола» обещает потребителю полное спокойствие. Практика доказала её эффективность. Разработанная в военных лабораториях США в 1960-х, она со временем стала обязательным требованием европейского законодательства, пропуском для продуктов питания на внешние рынки. Бывший Таможенный союз тоже не чурается американской идеи. А в Украине, несмотря на обязательное внедрение НАССР с 2013 года, ею пользуется пара сотен фирм — в основном те, кто и раньше экспортировал свою продукцию в Европу.

Летом прошлого года ВР смиренно проголосовала за запрет на продажу в Украине продовольствия, произведённого без учёта евростандартов, — с отсрочкой на год для подготовки и осмысления. Год прошёл, а производители с каким-то восточным фатализмом продолжали работать по старинке. Практика показала, что большинство либо не знают об этих нормах, либо игнорируют их неизбежность. Исключений не будет ни для холдингов, ни для семейных ферм.

Несложно представить экономическую и прочую разницу между личными подворьями Украины и Европы. Руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко видит в этом наибольшую угрозу для украинского села, — в крупных производствах систему внедрить легче. А крестьянин, чтобы выйти на рынок, должен создать сервисные цеха, обеспечить предпродажную подготовку. С отбраковкой не проще: предусмотрены штрафы за нарушение правил утилизации отходов животноводства. «Образно говоря, чтобы забить поросенка, придётся продать корову, — грустно подытоживает эксперт агрорынка. — Сойдут на нет интересы малого аграрного предпринимательства. И пострадают не одни мясники и молочники». Наши фермеры производят прекрасную продукцию, но не ведут документальной фиксации её безопасности: какие вносились химикаты, в каком количестве и когда.

С подачи нового закона мелкие производители овощей и фруктов тоже не смогут продавать плоды своего труда в торговых сетях. В результате супермаркету, сообразуясь с ответственностью за безопасность еды на своих прилавках (не путать с качеством!), проще взять товар с чистенькой репутацией, например, из Турции. А нашим трудягам остаются весы на капоте автомобиля и лотки вдоль полей. Вот вам и вся система «от поля до стола».

ОТЛОЖЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



В депрессирующей Европе хвалёная система контроля порой даёт сбои: там тоже люди живут. На украинском же продуктовом рынке царила полная анархия в смысле контроля со стороны государства. Профанацией называет всё, что делалось в этом плане раньше, зампредседателя Союза потребителей Украины Олег Цильвик.

Проверки требуют дорогостоящих лабораторных испытаний, но рыночный надзор не имел денег на это. А пока нет бюджетных возможностей, производители, проведя уже полтора года под мораторием на проверки, не покинут привычной нирваны.

«То самое» 20 сентября, которого ждали нервные производители и злорадные покупатели, давно прошло, но единый проверяющий орган — Государственная служба по вопросам безопасности пищевой продукции и защите потребителей — едва создана и не укомплектована. Ни положений о службе, ни функциональных обязанностей на конец сентября обнародовано не было.

Отдельные нормы закона, уже вступившего в силу, станут актуальны спустя лет пять. Так, в этом году вступили в силу общие гигиенические требования по обращению с пищевыми продуктами, но они касаются операторов рынка. Через два года закончится переходный период для мощностей, которые работают с пищевыми продуктами, имеющими в составе необработанные ингредиенты животного происхождения. 20 сентября 2018 года закон станет применим к производителям, работающим с безмясным сырьём, и только в 2019 году догонит производства с малыми мощностями.

Вывод: документ есть, а контроля как не было, так и нет. А потребитель по-прежнему играет в пищевую рулетку, ожидая, что выстрелит: «опасность» фермерских продуктов или «качество» супермаркетовских? Вопрос остаётся открытым...

(по материалам ZAVARNIK)
Вернуться назад