Без лишних эмоций

Без лишних эмоцийПод впечатлением от недавнего околофутбольного скандала во Львове и в связи с тем, что программы кинотеатров не предлагают ничего особо интересного, я запоздало решил ознакомиться с документально-публицис­тическим фильмом отечественного производства «Синдром памяти». Авторы этого любопытного, хоть и весьма спорного произведения, попытались разобраться в причинах трагедии под названием «Волынская резня».

Снимать подобные фильмы – работа в высшей степени неблагодарная хотя бы потому, что людям, в основной их массе, проще воспринимать историю в черно-белых тонах, а когда речь идет об оттенках, недостатка в критиках не будет. Доказательством тому откровенно негативные оценки, полученные фильмом, как от польских, так и от украинских критиков, обвинивших авторов в необъективности.

На самом же деле фильм, более чем на половину состоящий из высказываний историков, политиков и участников тех событий, просто не может быть абсолютно объективным ввиду того, что любое мнение субъективно. При этом авторы явно старались соблюсти баланс точек зрения и избежать перегибов в пользу украинской или польской стороны. К примеру, если спикер откровенно лукавит (а такое случается частенько), создатели не ленятся представить историческую справку, напоминая зрителю о том, что истина всегда где-то посередине.

Неоспоримым достоинством картины является то, что зрителю не навязывают чужое мнение, а предлагают проанализировать полученную информацию и, отделив зерна от плевел, сформировать собственное. А пищи для размышлений более чем достаточно. За ответом на вопрос о том, что же подтолкнуло в общем-то миролюбивых украинцев к организации этнических чисток, авторы фильма углубляются в историю украинско-польского конфликта, вплоть до времен войны казачества с армией Речи Посполитой. Отсюда, кстати, и название фильма. На протяжении столетий в народной памяти копилась ненависть к несговорчивому соседу. Череда взаимных притеснений, временами перераставших в кровавые расправы, просто не могла закончиться чем-то хорошим. Так оно, собственно говоря, и вышло.

На мой взгляд, большинству критиков не понравилась именно главная идея фильма. Заключается она в том, что «Волынская резня» – продукт многолетних интриг, которые плели политики и религиозные деятели соседствующих государств. А пострадавшей стороной в том конфликте ни Польша, ни Украина не являются. Как это часто бывает, настоящими жертвами чьих-то политических амбиций стали мирные граждане, оказавшиеся между двух огней. По-хорошему, сторонам пора бы признать, что виновны обе, и прекратить споры о том, какая из наций потеряла больше людей. Но, принимая во внимание особенности человеческого мышления, это, скорее всего, невозможно.

Я бы порекомендовал этот фильм людям, готовым трезво оценить ситуацию и способным воспринимать события без отрыва от исторического контекста. Для людей же излишне эмоциональных он станет очередным поводом для бесконечных споров о том, кто прав.

Игорь ГОМОЛЬСКИЙ
Вернуться назад