Обязательное страхование ответственности

Обязательное страхование ответственностиДля всех ли является обязательным страхование гражданской отвественности автовладельца и кто освобожден от этой процедуры? Об этом рассказывает ведущий специалист Кировского районного управления юстиции в г. Донецке Любовь Цыганкова.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в большинстве стран мира относится к обязательным видам страхования, что обусловлено несколькими обстоятельствами.

Транспортное средство является источником повышенной опасности. Кроме того, даже если установлена гражданская ответственность владельца транспортного средства, нет гарантии, что потерпевшему свое­временно и в полном объеме будет возмещен ущерб, прежде всего из-за отсутствия достаточных средств у владельца (водителя) транспортного средства. В этом смысле именно механизм обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволяет создать надежную систему социальной защиты как третьих лиц – потерпевших, так и владельцев транспортных средств.

Закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» (далее – Закон) направлен на обеспечение возмещения ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц – потерпевших вследствие эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины.

Страхуется не автомобиль, а ответственность его владельца (водителя) за вред, который может быть причинен им другим участникам дорожного движения – третьим лицам.

Как известно, согласно украинскому законодательству, с 1 января 2005 года страхование гражданской ответственности автовладельца является обязательным, и более 10 млн. владельцев должны обязательно застраховать свою гражданскую ответственность.

Согласно Закону, стоимость полиса страхования гражданской ответственности автовладельца колеб­лется в зависимости от типа транспортного средства, объема двигателя автомобиля и срока страхования. Кроме того, страховая компания учитывает водительский стаж, кто именно покупает полис – юридическое или физическое лицо, территорию преимущественного использования транспортного средства и т.п. При этом следует помнить, что действие полиса распространяется только на того водителя, который управляет этим транспортным средством на законных основаниях.

Для поощрения безаварийной эксплуатации транспортных средств, при заключении договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности более чем на полгода, страховщики имеют право применять корректирующий коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев по вине лиц, ответственность которых застрахована, в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (бонус-малус) п. 1 ст. 8 Закона.

Согласно Закону участники боевых действий и инвалиды войны, инвалиды I группы, которые лично управляют принадлежащими им транспортными средствами, а также лица, управляющие транспортным средством, принадлежащим инвалиду I группы, в его присутствии, освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности на территории Украины – п.1 ст. 13.

В случае наступления дорожно-транспортного происшествия, которое может быть основанием для осуществления страхового возмещения, водитель транспортного средства, причастный к такому происшествию, обязан:

– соблюдать предусмотренные правилами дорожного движения обязанности водителя, причастного к ДТП;
– принять меры с целью предотвращения или уменьшения дальнейшего ущерба;
– проинформировать других лиц, причастных к этому происшествию, о себе, своем месте проживания, названии и местонахождении страховщика и предоставить сведения о соответствующих страховых полисах;
– безотлагательно, но не позднее трех рабочих дней со дня наступления ДТП, письменно предоставить страховщику, с которым заключен договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, сообщение о дорожно-транспортном происшествии установленного МТСБУ (Моторным (транспортным) страховым бюро Украины) образца, а также сведения о местонахождении своего транспортного средства и поврежденного имущества, контактный телефон и свой адрес.

Если водитель транспортного средства по уважительным причинам не имел возможности выполнить указанный долг, он должен подтвердить это документально.

При страховании от несчастного случая (подразумеваются телесные повреждения или гибель водителя и пассажиров застрахованного авто по количеству посадочных мест), который произошел в результате дорожно-транспортного происшествия, компания выплачивает в случае травмы 0,1% страховой суммы за каждый больничный день (но не более 120 дней). При определении инвалидности первой группы выплата составляет – 36 минимальных заработных плат, второй группы – 18 минимальных заработных плат и третьей – 12 минимальных заработных плат (п.2 ст. 26 Закона). В случае смерти выплачивается страховая сумма, определенная для одного потерпевшего (ст.27 Закона).
Вернуться назад