Развитие ребенка: что следует знать о речевом аппарате?

Развитие речиВ первый год жизни ребенка родители уделяют основное внимание развитию моторики и кормлению ребенка. На втором и третьем годах жизни их внимание обычно сосредоточено на умственном и языковом развитии. Годовалый ребенок обычно может сказать несколько отдельных слов, в то время как двухлетний ребенок должен хотя бы соединить два слова в логическую структуру, если не составлять первые простые предложения. Иначе родителям стоит задуматься о лечении задержки речевого развития и обратиться за помощью к специалистам https://childfuture.kiev.ua/lechenie-zaderzhki-rechevogo-razvitiya/

Нарушения развития речи

Развитие речи в большинстве случаев можно рассматривать как отражение интеллектуального развития. Если ребенок использует только существительные и глаголы, это означает, что его интеллектуальное развитие находится на уровне распознавания категорий вещей, лиц и действий.

Более высокий уровень, то есть фиксация характеристик и свойств объектов, требует использования прилагательных. Наличие наречий в спонтанной речи показывает, что малыш понимает обстоятельства, в которых он находится.

Использование союзов указывает на способность понимать и осмысливать отношения между событиями, описанными словами. Сложные предложения демонстрируют способность анализировать и синтезировать отдельные элементы мысли в значимое целое. 

Причины задержки речевого развития

Настораживает, когда ребенок по каким-то причинам, несмотря на соответствующий возраст и правильное психомоторное развитие, не разговаривает или его навыки в этом отношении существенно отличаются от навыков сверстников. В такой ситуации следует рассмотреть несколько возможностей и рассмотреть источник проблемы.

Основная проблема в случае задержки речевого развития — определить, соответствует ли интеллектуальный уровень возрасту. Возможно, что речь не появляется из-за неспособности интерпретировать мир в рамках определенных категорий и групп как людей, так и предметов. Если ребенок может указать на определенные объекты на картинках и показать то, что он хочет получить, жестом указательного пальца, но при этом у него нет слов, описывающих эти вещи, то, вероятно, причина в другом. Однако, если пассивность ребенка в этой области вызывает беспокойство, рекомендуется обратиться к детскому клиническому психологу, который проведет тесты, проверяющие интеллект ребенка.

Поддержка развития речи ребенка

Хотя процесс овладения речью запрограммирован генетически, его развитие может задерживаться без соответствующей стимуляции. В основном это касается социального контекста, то есть, чтобы развивать речь, нужно чтобы было с кем поговорить. И дело не только в ситуации, когда у ребенка есть возможность слушать, что и как говорят взрослые. Основа — это создание у ребенка ощущения, что его слушают, и взрослые взаимодействуют с ним, обсуждая вместе ситуацию или обмениваясь мыслями словами или, по крайней мере, жестами, если ребенок еще не знает, как все назвать.

Формирование у ребенка чувства компетентности — чрезвычайно важный вопрос, поэтому даже если его речь непонятна, стоит использовать такие процедуры, как: кивание головой, изменение мимики слушателя, когда ребенок что-то говорит на «специфическом» языке. 

Цель развития речи — обмен мыслями, переживаниями и эмоциями. Для ребенка важно, чтобы кто-то хотел его выслушать.

Помощь специалистов

Этиология причин задержки речевого развития очень разнообразна. Тем не менее важно, что родители могут иметь дело:

  • с так называемой простой задержкой речевого развития, и тогда описанный выше контент должен помочь в решении проблемы;
  • с неспецифической задержкой речи, причины которой чаще всего бывают органическими.

В последнем случае необходимо провести дополнительную неврологическую, психологическую или иногда психиатрическую диагностику, но прежде чем тревожные родители обратятся за такой помощью, им следует сначала проконсультироваться с логопедом, который должен тщательно оценить серьезность проблемы, развить артикуляцию и, возможно, направить дальнейшую диагностику.

Вернуться назад