С картинок в твоем букваре...

С картинок в твоем букваре...
Ассортимент представленных товаров для школьников впечатляет своим разнообразием и пестротой. Дневники с изображением известного исполнителя Рикки Мартина, тетради с куклами Bratz, японским мультгероем и т.д. На одном торговом лотке вы сможете увидеть целый мир! Но на его карте вряд ли найдете Украину.

В погоне за деньгами

Как известно, предложение рождает спрос. В период активного просмотра всевозможных сериалов и комиксов предприниматели заколачивают большие деньги, помещая изображение популярного персонажа на обложки блокнотов, тетрадей, дневников. Казалось бы, что здесь такого? Ведь каждый сам вправе решать, что он хочет видеть на своих канцелярских принадлежностях. Однако у школьных товаров имеется одна важная функция – познавательная.

Помните: таблица умножения, правила дорожного движения, противопожарной безопасности? Все они подвергались критике, но неоднократно нас предостерегали, выручали, спасали. Сейчас их сменили рекламные объявления и расширенная информация об особенностях мобильных викторин.

Зеркало мира

Тетрадь «на новый лад» потеряла свою первоначальную значимость, став лишь отображением действительности, но… действительности иностранной. Поиски школьной продукции в украинском стиле, с национальными деятелями или же просто иллюстрациями украинских памяток не увенчались успехом.
Как объяснили «Жизни» в управлении образования и науки Донецкой облгосадминистрации, речь идет о рыночной экономике. Заказ любой иллюстрации требует вложения денежных средств. Продвижение идеи ознакомления с Украиной и ее историей попросту не рассматривалось. Следовательно, право на выбор той или иной обложки предоставляется частным фирмам.

В издательстве «Школярик» (г. Тернополь) отмечают, что дизайн тетрадных обложек – прерогатива дизайнеров компании, а также отделов продаж и маркетинга: «Мы понимаем, что, во-первых, для создания по-настоящему коммерческого продукта нужно найти то, чем твой дизайн будет отличаться от схожих тем у конкурентов. Во-вторых, нужно брать во внимание то, что будет интересно школьникам. Влияние моды на вкус детей является достаточно ощутимым, каждый сезон появляются новые герои, новые тренды. Мы все это отслеживаем и стараемся создать такой дизайн тетрадей, который бы нес позитив».

Правильный выбор

Людмила, реализатор городской ярмарки школьных товаров в Донецке, уверена, что продукция с изображением Украины и шахтерской столицы имела бы успех среди покупателей. «К сожалению, на оптовых складах нет ни одного блокнота или тетради, где были бы представлены наша страна, регион. И это очень плохо. С просьбами продать им такой товар часто обращаются иностранцы, которые хотят увезти с собой упоминание о месте, где им удалось побывать. Странно наблюдать такую картину, если учесть, что Украине посчастливилось принимать Евро-2012», - говорит она.
А вот реализатор Татьяна убеждена, что выбор того или иного продукта зависит от воспитания: «Дети выбирают тетради с изображениями любимых киногероев, поп-звезд, персонажей комиксов. Они отдают предпочтение картинкам, которые могли бы подчеркнуть их индивидуальность. Но, зачастую, их выбор неправильный. Они учатся не на тех примерах».

Заметив тетрадь с однотонной обложкой, я поинтересовалась, пользуется ли спросом этот товар. На что реализатор школьных принадлежностей ответила утвердительно и поспешила добавить: «Исключительно у взрослых».

Подведем итог. С ориентированием на Запад предприниматели лишают ребенка не только чувства вкуса, но и уважения к его стране, ее истории и значимости. Поэтому не удивляйтесь, если услышите, что желто-голубой флаг Украины символизирует солнце и море. И не ставьте ребенка в неловкое положение, требуя услышать от него слова гимна Украины дальше четвертой строки.

Наталья ЛЕХАН
Вернуться назад