Реформы преткновения

Реформы преткновения
Отечественная система образования – одна из тех сфер нашей жизни, проблемы которых давно стали традиционными. Общее понимание того, что реформы необходимы, подтверждено на всех уровнях власти и науки, но вот практическая реализация перемен оставляет желать лучшего. Чтобы доказать это, достаточно взглянуть на недавние «реформаторские» шаги в украинском образовании…

Эксперимент с претензиями…

В начале весны нынешнего года многих, мягко говоря, удивило решение Мин­образования и науки о проведении в конце учебного года итоговой аттестации в 5–8 классах по истории Украины, математике, украинскому и иностранному языкам. Ни педагоги, ни ученики, ни их родители практически не были готовы к внезапным трудностям, обычно выпадавших исключительно на долю выпускников.

Ажиотаж привел к тому, что буквально в течение нескольких недель делались заявления и об отмене этих контрольных, и о приравнивании их к тестовым экзаменам, а некоторые, в свою очередь, обвинили ответственное ведомство в незаконности проведения спорных экзаменов. Однако чиновники, возглавляемые министром Табачником, считают и доказывают, что все законно.

Как следствие, итоговые аттестации по четырем предметам ученики 5-­8 классов все-таки сдавали в мае, что не перестало вызывать споры и разногласия. Отдельное возмущение вызвали ответы к этим контрольным, публикации которых продавались по всей Украине. Пока родители скупали книжицы по 10-30 гривен за штуку, специалисты вы­явили в них массу ошибок, неточностей и попросту неадекватное содержание. Ученики метались между этими пособиями, рекомендациями по уточнению ответов в Интернете и практическими занятиями по задачам, а тот же Табачник даже грозился отменить использование опубликованных ответов…
В итоге миллионы людей, оказавшиеся заложниками «реформы», потеряли нер­вы, время и деньги, многие уже заявляют о большом количестве претензий, которые будут предъявлены из-за недовольства оценками, – как оказалось, они даже не будут учитываться как итоговые в конце семестра.

В связи с этим, напрашивается вопрос – зачем же так резко, так не­обдуманно и без обязательных «семь раз отмерь»?..

Конечно, ситуация с контрольными – только капля в море. За последнее время появилось огромное количество новых программ, проектов, методик, на основе которых и планируется реформировать украинское образование. Их так много, что, несмот­ря на активную реализацию, большинство жителей не знают о некоторых из них или, что чаще, не понимают их сути.

Проблем хватает!

Так, недавно в Донецком областном совете проходило награждение лучших учителей региона. Среди номинаций журналистов газеты «Жизнь» привлекла одна из них, разобраться в названии которой без специалистов было довольно трудно – «Лучший директор общеобразовательной школы с инклюзивным обучением».

Как оказалось, в области ведется серь­езная работа, связанная с понятием инклюзивного обучения. Этот термин используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Как рассказала газете «Жизнь» заведующая отделом специального образования Донецкого областного института последипломного педагогического образования Галина Уманец, отличительная особенность системы образования Донецкой области – наличие одной из самых больших в Украине сетей специальных учреждений, которые сегодня являются информационно-ресурсными центрами, обеспечивающими консультативную помощь в организации обучения детей, имеющих особые потребности. «Именно специальные школы-интернаты и дошкольные учреждения являются той базой – учебно-методической, материально-технической, кадровой, на основе которой сегодня строится система инклюзивного образования, богатейший опыт коррекционной работы педагогических коллективов этих заведений  – фундамент для развития инклюзии в области», – считает Галина Мироновна.
Однако не обходится и без сопутствующих проблем и препятствий.

«Для Донецкой области характерны те же основные проблемы, с которыми сталкиваются и другие регионы. Во-первых, это проблема обеспечения нормативно-правовых и организационно-финансовых основ инклюзивного образования, отсутствие законодательных актов, оговаривающих воп­росы внесения изменений в штатные расписания – ведь без узких специалистов-дефектологов невозможно обеспечить полноценное сопровождение обучения ребенка с определенными проблемами в развитии. Глобальной проблемой является обеспечение архитектурной доступности (в школах нет подъемников, лифтов) и приспособления учебных помещений (мебель, коррекционное оборудование) к потребнос­тям детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и др., а также отсутствие соответственно оборудованного транспорта для подвоза детей», – говорит Уманец.

Решать вопрос в корне!

Понятно, что идея, вложенная в эту программу, заслуживает как минимум уважения и поддержки. Однако нельзя забывать, что любые попытки решить извечную проблему адаптации людей с особыми потребностями в обществе всегда сопровождались масштабными препятствиями. К сожалению, в наше время очень сильны предрассудки, неадекватное отношение людей к проблеме и категорическое нежелание понять важность ее решения.

Отмечает это и специалист: «Очень сложным остается вопрос психологической готовности общества в целом и, соответственно, педагогических коллективов, родителей здоровых детей, самих учащихся принять в свое окружение ребенка с проб­лемами в развитии».

Проще говоря, наверное, сначала нужно подготовить само общество, провести основательную разъяснительную работу, попытаться избавить людей от негативных составляющих менталитета. Ведь, не сделав этого, можно оказаться в плену уже необратимых последствий.

И тут достаточно привести один пример: в тот же день, когда были награждены лучшие специалисты образования, в том числе и инклюзивного, Украину шокировала страшная новость из Мариуполя – двое учеников прямо в школе избили одноклассницу. Девочка – инвалид детства, к тому же именно этот факт, по словам пострадавшей, и стал причиной измывательств одноклассников…

Хочется посоветовать нашим специалистам сферы образования: не надо спешить, не надо считать, что придуманные в кабинетах решения будут эффективными на деле. Отношения учеников, учителей, родителей – это не методические пособия, а реальная жизнь. А потому и подходить к проблеме нужно без ученого азарта – получится или нет, – а крайне ответственно и осторожно.
Вернуться назад