Обучение в профиль

Обучение в профильМинистерство образования и науки Украины разработало концепцию реформирования обучения в старших классах средней школы. Главной ее особенностью является профилизация образования. Это означает, что учащиеся станут получать углубленные знания по тем предметам, которые выберут сами. Прочие дисциплины будут изучаться лишь на базовом уровне.

Согласно концепции, первые семь лет жизни в школе дети должны изучать все дисциплины. Следующие два года – этап допрофильной подготовки, во время которого учащимся нужно помочь с выбором направления. И наконец, последние два года – собственно профильное обучение.

Базис…

В 10-м и 11-м классах все дисциплины разделят на несколько категорий. Первая – базовые предметы. К ним отнесли украинский язык и литературу, иностранный язык, историю Украины и всемирную историю, математику, естествознание и физкультуру. На каждый из шести предметов (украинский язык и литература, а также украинская и всемирная история формально не разделяются на разные курсы) выделяется по три часа (урока) в неделю. На профильные предметы отводится от пяти до десяти часов в неделю. В настоящий момент количество базовых предметов – 15.

Возможно, в списке базовых дисциплин вас удивил предмет «Естествознание». Учителей физики, химии и биологии, а также астрономии, географии и экологии он удивил ничуть не меньше. Дело в том, что перечисленные предметы хотят объединить в один курс. И только те, кто выберет профиль «Естествознание», получат представление о каждой из этих наук.

Одной из организаций, подвергших концепцию критике, стало Украинское физическое общество, объединяющее ученых и педагогов.

Исполнительный секретарь Украинского физического общества, доцент кафедры экспериментальной физики физического факультета Киевского национального университета им. Шевченко Владислав Кравченко в комментарии «Жизни» аргументировал несогласие с концепцией.

«Физика, химия и биология – разные по своей природе науки, они используют разные закономерности, методы, концепции, подходы и так далее. Изучать их в рамках одного предмета будет вредно для научного мировоззрения подрастающих поколений. Ведь не математика создает научную картину мира, а именно эти науки, которые являются фундаментом современной цивилизации. Кроме того, может получиться так, что после девятого класса у человека изменятся приоритеты, а полученного базового образования ему будет катастрофически не хватать, чтобы поступить на непрофильную специальность.

Это ограничивает возможности выбора человека, если он вдруг не угадает область своих приоритетов», – прогнозирует Владислав Николаевич.

Вместе с тем, он признает, что проблема не только в грядущих переменах, но и в существующей системе.

«Я работаю с 2000 года, и могу констатировать, что уровень подготовки школьников постепенно снижается. Сейчас он ниже, чем еще десять лет назад.

Процесс обучения ориентирован на то, чтобы дети могли сдать тесты, а не на то, чтобы у них формировалась система знаний. Школьники перегружены информацией, но системные знания у них отсутствует».

Физику, химию и биологию, а также астрономию, географию и экологию объединили в один курс – «Естествознание». И только те, кто выберет данный профиль, получат представление о каждой из этих наук.


…и надстройка

В концепции подробно расписано, сколько времени отводится на ту или иную группу предметов.

Специальные курсы или профилирующие предметы – это учебные курсы, обеспечивающие более глубокое изучение профильных предметов. К таковым относятся, например, «Астрофизика», «Прикладная механика», «Астрономия» – для физического профиля; «Риторика», «История литературы» – для филологического направления. Также это может быть прикладная работа, соответствующая профилю обучения. На изучение таких дисциплин должно отводиться от двух до семи часов в неделю.

Перед выборочно-обязательны­ми предметами стоит цель формировать общее развитие учеников. К ним относятся «Основы здоровья», «Технологии», «Искусство», «Прикладная экономика» (или узкоспециальные предметы – «Основы налоговых знаний», «Финансовая грамотность», «Предпринимательство» и так далее). Из четырех предложенных предметов ученики могут выбрать два. Один курс они прослушают в 10-м классе, и еще один – в 11-м. На изучение каждого предмета отводится три часа в неделю.

Курсы по выбору и факультативные курсы выбираются в зависимости от желания ученика, вне зависимости от выбранного профиля. Время на их изучение отводится за счет дополнительных часов, количество которых не может превышать пяти в неделю. Дополнительные часы могут также использоваться для изучения второго иностранного, русского, языка нацменьшинств, курсов духовно-морального направления или профильных дисциплин.

Кто, когда и почему

Учиться по-новому дети начнут с 2018 года. Первопроходцами, таким образом, станут те, кто неделю назад пошли в пятый класс. Другое дело, что считать данную систему чем-то совершенно новым – нельзя.

«Мы идем к этому уже десятки лет, – говорит начальник управления образования Донецкий облгосадминистрации Юрий Соловьев. – На сегодня у нас профилизация старшей школы практически стопроцентная. В Донецкой области около 70% обучаются по химико-биологическому, физическому и математическому профилям, что отвечает структуре экономики региона. Профилизация необходима для основательной подготовки к будущей профессии.

Дети будут знать азы всех наук, а углубленные знания нужны в случае профилизации».

* * *

Резюмируя, скажем, что профилизация действительно может способствовать более качественной подготовке к учебе в вузе. Но существует и целый ряд опасений. Например, не приведет ли сокращение базовых предметов к увольнению определенного количества учителей или, как минимум, к снижению их небольших зарплат (вследствие уменьшения количества часов). Сумеет ли один человек на достаточно высоком уровне преподавать столь разные дисциплины, как физика, химия и биология. Но главное – поможет ли все это подготовке действительно высококлассных специалистов, в которых так нуждается наша страна.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад