Жизнь, прожитая на цирковом манеже

Жизнь, прожитая на цирковом манеже
На Николае Коссе сегодня держится одна из лучших детских цирковых студий области, созданная им же около шести лет назад. Николай Андреевич шутит, что в Старобешеве он стал местной достопримечательностью, которую обязательно показывают всем заезжим гостям из Донецка и Киева.

Жизнь героя нашей публикации можно разделить на два периода: работа в цирке и занятия с подрастающим поколением артистов (в цирке, впрочем, молодость – категория относительная, многие воспитанники Коссе сегодня радуют зрителей далеких стран).

Несмотря на то, что вторая фаза значительно короче, ее весомость подтверждена даже на официальном уровне: в ноябре 2007 г. Управление культуры и туризма Донецкой областной государственной администрации присвоило детской цирковой студии «Кураж» звание «образцовой». Да и количество дипломов, завоеванных юными циркачами, впечатляет.

И это при том, что финансовые возмож-ности, особенно в части поездок на фестивали, у воспитанников студии очень огра-ничены. Все держится на энтузиазме нашего героя и его преданности цирковому искусству.

Возможно, самое важное решение в жизни Николай принял в 16 лет, присоединившись к цирковой труппе, выступавшей в районном центре.

В то время в каждом городе цирк гастролировал 3 месяца (в столицах республик – по шесть месяцев, в Москве – по году), после чего переезжал дальше. Неудивительно, что за четыре десятка лет цирковой деятельности Николай Андреевич объездил весь бывший союз. «От Ташкента до Владивостока», – очерчивает он географический размах. Впрочем, доводилось бывать и восточнее, например, три месяца продолжались гастроли в Японии.

Николаю вместе с супругой Ларисой, также посвятившей жизнь цирку, доводилось стоять на одной сцене с выдающимися мастерами эпохи, среди которых и не нуждающийся в представлении Юрий Никулин.

Старания огромного количества людей, пытающихся пробиться в Государственный институт театрального искусства, были тщетны. Большая часть мест отдавалась детям народных артистов и занималась квотами, распределявшимися между союзными республиками.

Приход нашего героя в цирковой мир совпал с громким коррупционным делом. Тогда существовали вполне определенные расценки за привилегию попасть на заграничные гастроли.

«У директора «Союзгосцирка» Анатолия Колеватова в сейфе нашли миллион рублей и большой кусок золота. Его и многих других приговорили к высшей мере, а потом смягчили приговор до 15 лет тюрьмы…», - вспоминает Николай Андреевич.

Другой мастер манежа, упоминаемый ныне гораздо реже Юрия Владимировича, – «Солнечный клоун» Олег Попов. Николай Коссе называет его «клоуном №1» того времени. Достаточно сказать, что Попов умудрился получить звание народного артиста, не будучи членом партии.

Гастрольные пути Олега Попова и нашего героя пересеклись в ноябре 1982 г. во Владивостоке. Тогда из-за смерти Леонида Брежнева отменили все цирковые выступления. Но в тихоокеанском городе успели продать все билеты (точнее сказать, распределить между местной номенклатурой), поэтому то был единственный цирк, которому все же позволили выступить. Цензоры убрали лишь две излишне веселые репризы.

Работа на перспективу

Зал, где сейчас располагается студия Николая Коссе, еще сравнительно недавно представлял собой плачевное зрелище. Лишь благодаря уйме потраченного времени и изрядному количеству бюджетных средств, он стал выглядеть вполне пристойно.

Впрочем, деньги не были вложены авансом, а стали следствием удачных выступлений воспитанников Николая Коссе на цирковых фестивалях, в том числе в далеких и экзотических странах.

Кстати, на Тайване цирковые выступления проводятся не на манеже, а в парках, коих в небольшом и мало кем признанном государстве – более четырех сотен. За вход в парк взимается плата, в которую уже заложен гонорар артистов за 30-40-минутное выступление.

Сегодня в старобешевской цирковой студии занимаются около 50 человек – младшая и старшая группы. Когда-то учеников было в четыре раза больше, только что образованная студия радовалась всем заинтересовавшимся, но время вынуждает менять подходы.

«С 1 сентября будем выбирать среди тех, кто к нам приходит. И будем с родителями заключать контракт. Часто бывает: ребенка наказывают и не пускают на занятия, а мы шьем на него костюм, готовим номер… Давайте на год заключим контракт, чтобы ребенок ходил и вы помогали», – делится планами наставник.

Невозможно переоценить социальную роль «Куража», ведь большинство детей, занимающихся в студии, – из неполных семей. И ценности, которые им пытается привить Николай Андреевич, наверняка помогут многим из них. «Я считаю, талантов нет, – часто говорит детям Николай Андреевич. – Только трудолюбие. А важнее трудолюбия – только порядочность и надежность».

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад