Ревизия коммунального характера

Ревизия коммунального характера
Жилищно-коммунальное хозяйство Украины – постоянный источник парадоксов. Цены на услуги не соответствуют их стоимости, но при этом уже опережают возможности населения по их оплате. Качество, а иногда и наличие услуг никак не связано с их стоимостью, несмотря на постоянный рост. Разобраться в этой путанице собиралось государство, но пока не добилось успехов, только удивилось…

Еще в начале текущего года на столичном уровне активно обсуждалась идея создания специального органа по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги – Национальной комиссии по регулированию рынка коммунальных услуг. Ее существование даже обосновали специальным законом, который был принят еще в середине минувшего года. Однако разобраться в тарификации отопления, воды и водоотведения, квартплаты и прочих услуг то ли оказалось не так просто, то ли не было особого желания. Таким образом, функции надзора в сфере тарифообразования выполняет Национальная комиссия по регулированию энергетики. Она же дает добро на пересмотр тарифов.

При этом НКРЭ стабильно работает по своему профилю, регулярно поднимая стоимость электроэнергии. Последний раз она дорожала в апреле – 17 марта НКРЭ повысила тарифы на электроэнергию для населения на 15% с 01.04.2011. Очередное подорожание должно произойти в декабре. А повышение цен на отопление, воду, водоотвод и электроэнергию должно состояться в IV квартале нынешнего года. Это предусмотрено распоряжением президента Украины, которое содержится в графике проведения экономических реформ на этот год.

Но эксперты неоднократно говорили, что цену на услуги ЖКХ можно если не снизить, то хотя бы сдержать. Во-первых, у нас до сих пор нет методологии тарифообразования. Поэтому предприятия ЖКХ относят к затратам что попало. Даже стоимость потерь в старых изношенных сетях закладывается в цену для конечного потребителя.

Деньги «в трубу»

Пока одни государственные мужи ломают голову, как правильно рассчитать стоимость услуг ЖКХ, другие решили разобраться, что же заложено в действующих тарифах. Для этого на просторы нашей родины выдвинулся десант из работников контрольно-ревизионного управления и прокуратуры. Один из первых отчетов такой рабочей группы был составлен по итогам проверки Макеевки. По словам председателя ГлавКРУ Петра Андреева, в ходе проверки ЖКХ Макеевки были установлены шокирующие факты. «Жители этого города потребляют только 40% воды, которую они реально оплачивают согласно тарифам! 60% воды теряется в дырявых трубах, несовершенной и неремонтированной системе коммуникаций, а люди платят за то, чем не пользуются! Эта вода наносит еще больший ущерб – уходя в почву, она размывает дороги, садятся фундаменты домов», – сказал он. При этом главный ревизор страны удивился, что никто не несет никакой ответственности за такую бесхозяйственность.

«Абсолютно никакой... К сожалению, у нас нет уголовной ответственности чиновников за неисполнение служебных обязанностей, и нельзя обязать чиновника компенсировать ущерб людям, которые из-за его некомпетентности несут дополнительные расходы», – сообщил Андреев.
Стоит отметить, что Макеевка, став одним из первых звоночков, как показал опыт работы КРУ в системе ЖКХ, еще продемонстрировала пример либерализма по отношению к проверяющим. А вот в столице «Киевводоканал» и «Киевэнерго» вообще не допустили контролеров к работе на своей территории. Навстречу проверке вынуждено пошли ЖЭКи Киева, за что и поплатились. Оказалось, что 60% стоимости тарифов на услуги ЖКХ составляют накладные расходы жилищно-эксплуатационных служб без оказания услуг. Об этом также сообщил председатель ГлавКРУ Петр Андреев.

А воз и ныне там

Несовершенство расчета тарифов признавал и первый вице-премьер-министр – министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев. По его словам, в некоторых регионах страны искусственно завышены тарифы. В качестве примера он привел город Сумы. Там завышение тарифов происходило вследствие завышения данных об износе инженерных сетей, использование устаревших норм потребления и даже внесения в структуру тарифа рекламных и консалтинговых услуг, завышения стоимости аренды автотранспорта.

«Целью реформ в ЖКХ и приведения тарифов к экономически обоснованному уровню является модернизация объектов отрасли и повышение качества услуг для населения… Мы не дадим наживаться на тарифах и паразитировать на государственном и коммунальном имуществе», – заявил Клюев.
По данным Минрегионстроя, лишь в нескольких областях Украины цена услуг ЖКХ полностью покрывает их себестоимость. Например, жители лишь четырех регионов полностью покрывают затраты на производство горячей воды. Это Запорожье, Николаев, Одесса и Херсон.

В остальных этот параметр колеблется в пределах 70-80%. Примечательно, что в целях компенсации убыточной работы для бытовых потребителей во многих городах устанавливаются более высокие тарифы для предприятий и организаций, которые на десятки процентов превышают себестоимость. К примеру, в упоминавшихся Сумах предприятия платят за отопление и горячую воду почти 150% себестоимости их производства. А население компенсирует затраты коммунальщиков только на 78,9%. В большинстве регионов такой перекос в цене является нормой, хотя очень часто ни бытовые потребители, ни коммерческий сектор не покрывают стоимости оказания услуг.

Напомним, что создание единого регулятора тарифов было не единственной идеей в сфере реформы ЖКХ. Высказывалась также мысль о том, что цены на одну и ту же услугу должны быть одинаковыми по всей Украине. Однако обе составляющие реформы пока буксуют на месте. При этом вопрос, как соединить все эти инициативы с нынешним уровнем доходов населения, также остается нерешенным.

Комментарий
Виталий КИЖАЕВ, первый заместитель городского головы Макеевки:

– К сожалению, то, что так удивило работников КРУ в Макеевке, не является исключением в целом по Украине. Большинство водоканалов работают примерно с таким же уровнем потерь. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что согласованный уровень нормативных потерь составляет 46%. Эта проб­лема достаточно стара. Однако у города нет финансовых ресурсов, чтобы решить ее одним махом. За прошедший 2010 год мы выделили 25 млн. грн. на замену сетей, насосных станций и других элементов системы водоснабжения и водоотведения, однако этого недостаточно. Кроме того, не надо забывать о том, что 18% потерь у нас приходится на внутридомовые сети. Нередки случаи, когда по нормативу многоквартирный дом должен потреблять 2 тыс. лит­ров, по показаниям счетчика на входе в дом получается 2,5 тыс. литров, а по квартирным приборам учета – 800 лит­ров. Здесь и воровство воды, и низкий уровень точности. Так что потери – это не только дырявые сети. Что же касается тарифа, то все проверки показали, что он у нас экономически обоснован.
Вернуться назад