Массовое увольнение судей и паралич судебного производства - итоги судебной реформы

Массовое увольнение судей и паралич судебного производства - итоги судебной реформы

Вступившие в силу с 1 октября изменения в Конституцию и новый закон о судоустройстве запустили деструктивные процессы в системе правосудия. Массовое увольнение судей и паралич судебного производства — только видимая часть происходящего. Какие проблемы вскрылись с началом реформы?

Запустили со скрипом


Старт так долго вынашиваемой гарантом судебной реформы ознаменовал начало новой эры украинского правосудия: конституционные изменения формально нивелируют влияние президента и парламента на его деятельность. Теперь назначать судей сможет только новосозданный Высший совет правосудия (ВСП). Верховный Суд (ВС), а также все действующие специализированные высшие суды должны быть ликвидированы, судьи либо переведены в другие суды, либо уволены. ВС разделят на 4 отдельных кассационных суда: гражданский, уголовный, административный и хозяйственный.

Создание и ликвидация судов теперь прерогатива парламента. А судьями могут становиться лица с высшим юридическим образованием, даже если они до этого не работали в судебной системе, — например, адвокаты, юристы или учёные-правоведы. Предполагается и увеличение денежного содержания судей, но с ограничением их неприкосновенности.

По мнению спикера Андрея Парубия, принятие законов о судебной реформе стало главным достижением 4-й сессии Верховной Рады. Но уже первые дни после запуска реформы показали ряд просчётов, которые могут свести на нет намерения изменить систему правосудия.

На эмоциональной основе


Новый ВС необходимо запустить в марте 2017 года. Но, как выяснилось, его работники не намерены лишаться насиженных мест и находит для этого весомые аргументы. Так, председатель ВС Ярослав Романюк считает, что работа новой структуры вряд ли будет эффективной: управлять махиной из 4 самостоятельных инстанций, где в каждой кассационной палате — свой председатель и аппарат, весьма проблематично. А пленум ВС через несколько дней после старта реформы принял обращение к Конституционному Суду, поддержанное главой Совета судей Валентиной Симоненко. Потребовали ни много ни мало признать неконституционным упразднение высших специализированных судов, а также принятие судей на конкурсной основе! То есть поставили под сомнение законность происходящего. Главный аргумент: нарушение процедуры ликвидации судов. По действующему законодательству ликвидировать суды может только президент, но в данном случае решение приняла Рада, а это очевидное превышение компетенции. Мало того, предложенная реформа вводит принцип неравенства судей, поскольку прошедшие конкурсный отбор могут рассчитывать на более высокую зарплату. В целом же пленум ВС счёл новый закон о судоустройстве принятым не на правовой, а на эмоциональной основе, вследствие кулуарных соглашений.

Итак, начало не сулит ничего хорошего. Раз уж юристы такого высокого уровня заявляют о «косяках» в новом законе, к их мнению должны прислушаться. Конституционный Суд пока хранит молчание, но те, кто знают судейскую кухню изнутри, утверждают: под ковром правосудия кипят нешуточные страсти.

Вся власть Совету?


Новосозданному ВСП преданы широчайшие полномочия, до этого распылённые между ВР, президентом и Высшим советом юстиции (ВСЮ). Теперь ВСП единолично будет вершить судейские судьбы: назначения, увольнения, привлечение к дисциплинарной ответственности и отстаивание интересов перед другими органами власти. На первый взгляд это вполне по-европейски: судьи не будут зависеть от прихотей разных ветвей власти. Но и тут неизбежны сомнения. ВСП формируется по квотам органов самоуправления: судейских, прокурорских, адвокатских, а также ВР. Как быть с политической заангажированностью кандидатов? Ведь те, кто получит большинство, фактически получит контроль над всей судебной системой.

Кроме того, с первых дней работы ВСП унаследует проблемы от потерявшей свою функцию Высшей квалификационной комиссии судей: скопившиеся в ней свыше 13 тысяч жалоб перейдут в ВСП, как и те тысячи жалоб, которые рассматривал ранее ВСЮ. Всю эту массу документов предстоит отработать до того, как по ним истечёт срок исковой давности.

Но самое интересное, что закон о ВСП, внесённый Петром Порошенко в конце сентября, пока не принят. Вокруг него также могут разгореться нешуточные страсти. У эксперта Украинского института будущего Александра Евсеева проект закона вызывает двойственное впечатление: просматривается желание президентской вертикали сохранить, пусть и косвенно, своё влияние на суды.

Кадровый коллапс


Много вопросов возникает и к предоставлению учёным-правоведам, адвокатам, просто юристам права работать судьями апелляционных инстанций или ВС. Предполагается, что авторы реформы думали разбавить судейский корпус людьми не из системы, чтобы разрушить пресловутую судейскую корпоративность. Однако работа судьи требует не только знания законов. Если таким образом хотели снизить коррупционную составляющую профессии, то это вряд ли верный ход: именно адвокаты часто посредничают при передаче взяток судьям…

Не менее серьёзная проблема — увольнение судей. К концу сентября, не дожидаясь реформы, уволились почти 2 тысячи судей, и с каждым днём судейские ряды тают, особенно в апелляционных и кассационных инстанциях. Да и на местном уровне уже зафиксированы 2 суда, где не осталось ни одного судьи, а значит и правосудия. Сегодня правосудие могут осуществлять не более 4,5 тысяч судей по всей Украине. Это привело к огромной нагрузке на оставшихся, ведь иски продолжают поступать, а надо брать дела уволившихся коллег. Кадровый вопрос требует немедленного решения, но кто и как его будет решать — неизвестно. Прежние органы утратили полномочия, а новые ещё не работают.

Всё вышеперечисленное демонстрирует, что авторы закона не очень-то разбирались в механизме работы судебной системы. Поэтому говорить о начале реальных изменений рано. Но пусть это будет началом понимания допущенных ошибок, которые необходимо срочно исправлять.

Zavarnik
Вернуться назад