Новый порядок пересечения границы зоны АТО - это очередная бюрократия

Новый порядок пересечения границы зоны АТО - это очередная бюрократия


Суть новых изменений в порядок пересечения границы зоны АТО, представленных как результат совместной работы волонтеров и СБУ, говорит о том, что мнение общественности осталось неуслышанным в ключевых вопросах. В результате порядок стал очередным бюрократическим документом, который снова требует серьезных доработок и изменений. К такому выводу по результатам его изучения пришли юристы общественной инициативы «Восстановление Донбасса».

По оценкам экспертов, новый порядок имеет ряд позитивных нововведений – упразднение получения отдельных пропусков на личный транспорт, возможность проехать блокпост без каких-либо документов при угрозе жизни, регламентацию проезда линии разграничения детьми до 16 лет. Однако вместе с тем представленный документ еще более ограничивает права граждан на свободу передвижения, фактически легализирует блокирование неподконтрольных Украине территорий Донбасса и создает значительные коррупционные риски.

Наиболее значимое нововведение – это блокирование проезда общественного транспорта, которое грозит полным прекращением пассажирских перевозок. Единственным исключением, предусмотренным Временным порядком, являются нерегулярные перевозки отдельных групп людей, которые могут осуществляться только на основании решения координационного центра. При этом не определено, в каких именно случаях координационный центр разрешает проезд. В результате должностные лица фактически наделяются правом по своему усмотрению решать, пропускать людей через линию разграничения или нет. Учитывая, что проезд через границу зоны АТО не может быть полностью остановлен, такое нововведение является самой крупной коррупционной угрозой нового порядка.

Кроме того, подводные камни содержат и нормы, предусматривающие особые случаи быстрого получения разрешения на проезд. Согласно новым правилам, такое разрешение за сутки можно получить от руководителей координационных центров и координационных групп при условии предоставления документов, подтверждающих смерть, болезнь, погребение родственников. Эта норма действовала и ранее и продемонстрировала свою неэффективность в экстренных ситуациях. Кроме того, в новом порядке сообщается, что согласование на срочный проезд может быть как письменным, так и устным. В случае устного отказа остается непонятным процесс его обжалования отказа. Сама по себе возможность устного разрешения также является почвой для злоупотреблений.

Изменения порядка содержат и целый ряд противоречащих друг другу норм в ключевых вопросах. С одной стороны, предусмотрено, что в случае угрозы жизни и здоровью разрешение на пересечение линии соприкосновения не требуется. Вместе с тем, лицу может быть отказано в предоставлении разрешения, если оно не сможет подтвердить цель проезда. То есть в проезде может быть отказано и в случае, если лицо не может доказать наличие угроз своей жизни и здоровью. Указанные нормы дают возможность должностным лицам как разрешить въезд даже при отсутствии соответствующих оснований, так и запретить его при их наличии.

Наконец, проблемным вопросом, находящимся вне юридического поля, остается электронная система подачи заявлений на разрешение проезда. Сложности в тестовой работе электронной системы, зафиксированные ранее, заставляют усомниться в том, что с введением нового порядка они были автоматически устранены. При этом, согласно новому порядку, остается непонятным что делать в случае, если ответ-подтверждение о подаче документов так и не пришел на почту.

Общественная инициатива «Восстановление Донбасса» предлагает оперативно, еще до полномасштабного внедрения новых правил, доработать их, ликвидировав пробелы и недоработки. В частности, «Восстановление Донбасса» предлагает принять такие изменения:

1. Необходимо предусмотреть возможность обжалования действий должностных лиц координационных центров и координационных групп в случае оставления заявления о выдаче разрешения на проезд без ответа.

2. Норма о том, что в случае угрозы жизни и здоровью граждан въезд/выезд осуществляется без разрешения, должна быть сформулирована более корректно. Нужно регламентировать порядок пересечения линии соприкосновения в таком случае, а также определить ответственных лиц за такие перемещения, чтобы минимизировать коррупционные риски.

3. Проезд общественного транспорта не может быть запрещен, поскольку это существенно ущемляет права граждан. Единственный допустимый, но не оптимальный вариант – ограничить такой проезд конкретными пунктами пропуска.

4. Необходимо исключить/конкретизировать такое основание для отказа в выезде на неконтролируемую территорию, как противоречие национальным интересам или угроза правам граждан. Такое обтекаемое основание дает возможность отказать в проезде буквально в каждом случае.

Только в случае устранения этих ключевых недоработок и рисков новый порядок может стать основой для урегулирования проблем пропускной системы в зоне АТО и дальнейшего диалога Службы безопасности Украины с общественностью.
Вернуться назад