День свободы от ТО

День свободы от ТО
В субботу, 13 августа, вступит в силу закон об отмене техосмотра для целого ряда автомобилей. Кроме того, этот документ должен внести еще ряд новшеств во взаимоотношения автолюбителей с сотрудниками ГАИ. На что же следует обратить внимание?

Техническое состояние

Документ, вызывавший ажиотаж в кругах автомобилистов, официально именуется Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по устранению избыточного государственного регулирования в области автомобильных перевозок». Наиболее известная его новация – отмена обязательного техосмотра, который при наличии определенного количества денежных знаков и связей для многих давно уже является формальностью. Еще одной причиной, подтолкнувшей законодателей на столь решительные меры, стал тот факт, что ДТП из-за ненадлежащего техсостояния автомобилей происходят менее чем в 0,3% случаев, а значит, техническая исправность авто мало влияет на уровень безопасности на дорогах.

Итак, в соответствии с изменениями в ст. 35 ЗУ «О дорожном движении», не подлежат обязательному техническому контролю: 1) легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, которые используются в коммерческих целях), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства — независимо от срока эксплуатации; 2) легковые автомобили, используемые в коммерческих целях, грузовые автомобили независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 т, прицепы к ним со сроком эксплуатации до двух лет. А вот если грузовику более чем два года, он переходит в другую категорию, подлежащую обязательному техосмотру: коммерческий транспорт (то есть машины, которые работают в такси, служебные, грузовые).

Правда, ГАИ все еще не оставило идею контроля за техсостоянием автомобилей. Для этого будут закуп­лены передвижные станции диагностики (СД). «Пока речь идет о 27 СД, по одной на каждую область и Киев, — говорит начальник отдела автомобильно-технической службы департамента ГАИ Василий Рублюк, — потому что это дорого.

Например, только стенд для проверки тормозной системы (он перевозится в спецприцепе, затем сгружается и монтируется на дороге) стоит до 90 тыс. евро», — говорит он. Также на этих СД гаишники смогут контролировать исправность рулевого управления, развал-схождение колес, регулировку фар, токсичность выхлопа двигателя (СО), все, что влияет на безопасность движения. По словам Рублюка, инспектор, например, днем может визуально определить, что неисправны рулевое управление, двигатель (из выхлопной трубы валит дым), прогорел глушитель, а ночью — что не отрегулированы фары. Это — причина для остановки, и если проверка на СД покажет неисправность, инспектор обязан выписать штраф (340-425 грн.). Такая новость вызвала опасения у автомобилистов, ведь талон ТО раз в два года обходился 500-600 грн., а штраф, который можно получить за один раз, не намного меньше.

В то же время юристы утверждают, что в полевых условиях можно проверить разве что содержание СО, тонировку стекол и регулировку фар, все остальное — только на СТО, потому что стенды, установленные на неровной обочине, не смогут дать достоверные данные.

Дорожный этикет

Несколько изменяется и дорожный этикет, на основании которого строилось общение между водителем и инспектором ГАИ. Теперь в соответствии с законом нужно не передавать свои документы, а лишь предъявлять их.

На практике это может вызвать недоразумения — ведь гаишники за много лет уже привыкли, что они имеют право взять водительские документы в руки и внимательно изучить их. Отныне они смогут только рассматривать их на расстоянии — так, как ныне автомобилисты созерцают служебные удостоверения стражей порядка.

С точки зрения водителя, данное новшество позитивное — нерадивые гаишники уже не смогут забрать документы для проверки, а потом сказать, что они не отдадут права, техпаспорт и страховку, тем самым провоцируя водителя на коррупционные действия. А вот работникам ГАИ это явно создаст трудности в выполнении своих прямых обязанностей — выявлении нарушений и преступлений. Например, определить на расстоянии подлинность документа намного сложнее, да и для сверки номеров агрегатов им придется сначала переписать в блокнот номер кузова или рамы, а затем сверить эти записи с тем, что нанесено на ТС.

Кроме того, это новшество противоречит зарубежной практике, когда полицейские для проверки берут у водителя документы в руки, да и при выезде из Украины за рубеж так же поступают пограничники и таможенники. И никто не оспаривает обоснованность подобных проверок…

Впрочем, водителям не стоит обольщаться, что документы вскоре станут недосягаемыми для гаишников — при совершении нарушений, ответственность по которым, согласно Административному кодексу, предусматривает лишение права управления, работники ГАИ по-прежнему смогут временно изъять их и приобщить к материалам дела до вынесения решения суда.

Сделали наши парламентарии водителям добро или же усложнили взаимоотношения с работниками ГАИ, покажет время.

Леонид НИКОЛАЕНКО
Вернуться назад