Статус с местным колоритом

Статус с местным колоритом
У нас есть досадная привычка стремиться к европейским и международным нормам, попутно «обогащая» их тем самым местным колоритом (в худшем смысле этого слова), от которого, собственно, и стремились избавиться. Одним из ярких примеров тому наши Международные аэропорты – воздушные ворота страны, приводящие в недоумение не только иностранцев, но и самих украинцев.

Открытие новой современной взлет­но-посадочной полосы в Донецке – это, конечно, еще далеко не пуск самого
аэровокзального комплекса. Однако все же стоит заранее побеспокоиться, чтобы учесть ошибки других и не повторять их самим. В Украине наиболее показательным во всех отношениях аэропортом является Борисполь. Он самый загруженный, развитый, большой и… судя по отзывам, один из самых бестолковых и неудобных не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Конечно, можно сказать, что проб­лемы главного международного аэропорта Украины, так сказать, «родом из детства». Ведь главные претензии к нему, если не считать повального воровства при транспортировке багажа, многие традиционно именуют словом «совок».
И дело даже не в том, что терминалы аэровокзала советских времен уже давно не справляются с пассажирским потоком и не соответствуют требованиям комфорта. Просто в своем стремлении к развитию и движению вперед Борисполь пока так и не сумел перебороть старые привычки. Аэропорт, несмотря на строительство новых терминалов, работу с современным авиационным парком, продолжает преимущественно все делать по старинке.

Да, новый терминал F, открытый в прошлом году, выгодно отличается от своих советских собратьев, принимающих внутренние рейсы. Однако быстро возводимый терминал, как и раньше, принимает пассажиров дистанционно. Другими словами, до общепринятой мировой практики – выходить из самолета через пассажирский коридор непосредственно в здание аэровокзала, мы еще так и не доросли. В результате пассажиров снова выгружают на летное поле, маринуют в автобусах «до последнего клиента», который в самолете то ли заснул, то ли забыл телефон, портфель, бумажник и мучительно все это ищет, пока весь рейс ждет своего часа, чтобы ступить на украинскую землю.

Да и сам процесс «вступления» у нас умеют затянуть до невозможности изучением паспортов, очередями и прочими прелестями, которые сопровождают пассажиров, прилетающих в нашу страну и улетающих из нее.

Пройдя чистилище таможни и пас­портного контроля, пассажиры быстро оказываются втянуты в украинские реалии – беспардонные частные перевозчики, столпотворение в хаосе различных киосков, ларьков и прочих «малых архитектурных форм», расположенных на территории международного объекта. Кстати, расписание автобусных рейсов до Киева найти практически невозможно, а как объяснить иностранцу, что такое зазывалы, формирующие очередной рейс, который к тому же не уедет, пока не набьется полный автобус?

Улететь из Борисполя ничуть не легче. Для начала нужно найти место, где припарковаться, поскольку о многоуровневых паркингах здесь, может, и слышали, но видеть не приходилось. Потом нужно еще найти место регистрации вашего рейса. Кстати, то, на что за рубежом уходит минут 30-40, у нас занимает в лучшем случае часа полтора. В старых терминалах это похоже на игру в прятки, когда ищете именно вы, а они хорошо прячутся за углами. В новом – все проще, однако почему-то время от времени, несмотря на наличие разных коридоров для иностранцев и граждан Украины, все стоят в одну очередь, которая серьезно увеличивается еще и за счет того, что количества рентгеновских рамок явно недостаточно для имеющегося пассажиропотока. Недоумение немцев, почему коридор, где по-английски написано, что им нужно туда, не работает, вполне объяснимо. Нация, привыкшая к порядку, от нашего сервиса на первых порах вообще впадает в ступор. А чего стоят метания одного пассажира из КНР, который, приобретя (так уж случилось) у нас в стране ноутбук, битый час пытался его должным образом оформить в аэропорту, чтобы на родине его не сочли контрабандистом. Работники аэропорта, мягко говоря, «не понимали», чего хочет от них иностранный гражданин и зачем он их отвлекает такой ерундой.

Все эти традиционные для Борис­поля неприятности усугубляются еще и тем, что государство и частные авиаперевозчики не могут свести к общему знаменателю свое видение развития аэропорта. Государство строит терминал D, а крупнейший авиаперевозчик уверяет, что введение в эксплуатацию терминала F, как и терминала D, не приблизит аэропорт Борис­поль к превращению в полноценный европейский хаб. Дело в том, что терминал F имеет невысокую пропускную способность (1 тысяча пассажиров), а терминал D имеет нехабовую планировку. Терминал D физически невозможно сблокировать с действующим терминалом В. В итоге получается, что точки обслуживания пассажиров разбросаны на слишком большой территории, время на обслуживание транзитных пассажиров составляет несколько часов, что в корне подрывает саму идею об аэропорте-хабе. При этом частная компания настаивает на строительстве собственного терминала Е.

Кстати, планы о создании хаба есть и у донецкого аэропорта. Хотелось бы надеяться, что после его открытия он сумеет их реализовать. Благо, что багажа «детских» проблем у него не будет. Однако отладить работу с нуля также нужно суметь. И здесь уже все будет зависеть от профессионализма и опыта команды управленцев, которой доверят воздушные ворота Донбасса.

Денис ПЛОВИН
Вернуться назад