Конституционализм по-украински

Конституционализм по-украински
История каждого общества неразрывно связана с попытками установления единых правил социального общежития. Конституция – высшая форма таких попыток, их апогей. Только в XX веке в Украине было принято шесть Основных Законов, каждый из которых очень отличался от своих предшественников.

Как и в случае с центром Европы, которых, назло здравому смыслу и географии, существует несколько (благодаря Австро-Венгерской империи, очень хотевшей иметь центр континента на своей территории, один из них – в Закарпатской области), первенство в конституционализме приписывают себе многие народы.

Неудивительно, ведь если государство – проект, то конституция – проектная документация, а каждое государство стремится к самолегитимации, в том числе, путем поиска исторических корней. И хотя хорошие конституции встречаются гораздо реже, чем «хорошие» государства, важность Основных Законов это не отменяет.

В Украине первым Основным Законом считается Конституция Пилипа Орлика, написанная тридцативосьмилетним гетманом в 1710 г. для того, чтобы заручиться поддержкой старшины. Ход оказался успешен, следующие 32 года (до своей смерти), Орлик являлся гетманом в изгнании, а как автор первой украинской Конституции он обес­печил себе место в истории.

Увы, поскольку гетман Мазепа выбрал неверный, по мнению Петра I, внешнеполитический вектор, Войско Запорожское не пользовалось благосклонностью царя, поэтому Конституция не была испорчена практикой.

УНР

То же самое можно сказать и о следующей значимой попытке, предпринятой через две сотни лет. Конституция Украинской Народной Республики (Устав о государственном устройстве, правах и вольностях УНР) была принята 29 апреля 1918 г., в последний день существования Цент­ральной Рады (как не вспомнить известную фразу о том, что демократы объединяются исключительно за пять минут до расстрела?).

Текст Конституции вполне цельный и демократичный. Мес­тами – значительно цельнее и демократичнее Конституции действующей. Скажем, народу давалось право распустить Всенародные Сборы (избираемые на 3 года по мажоритарным округам), собрав 3 миллиона подписей (10% от численности населения в то время), а неприкосновенность парламентариев распространялась только на политическую деятельность.

В целом, Центральная Рада видела УНР парламентской рес­публикой, а должности президента не существовало (вопреки распространенному мифу о Грушевском-президенте).

Основной Закон УНР устанавливал административно-тер­рито­ри­альное деление из 32 земель. Например, на территории Донецкой области располагались Донетчина (центр – Славянск), Половецкая земля (центр – Бахмут, ныне – Артемовск) и Азовская земля (центр – Мариуполь). Несмотря на то, что УНР признали четыре десятка государств (из которых, впрочем, добрый десяток существовал столь же «долго», как и сама УНР), она прекратила свое существование очень быстро, и нам остается только догадываться о талантах таких государственников, как историк Михаил Грушевский и писатель Владимир Винниченко.

Латвия после выхода из состава СССР вернула к жизни Конституцию 1922 года. Конечно, реалии начала и конца XX века очень отличались, поэтому в нее пришлось внести ряд изменений. Теоретически Украина могла пойти по тому же пути, текст Конституции УНР и сегодня не кажется архаичным.

Советы

Спустя десять месяцев после разгона Центральной Рады Все­украинский съезд Советов принимает первую Конституцию УССР. Большевики, имевшие, в соответствии со своим названием, большинство, могли себе позволить не прислушиваться к мнению эсеров и боротьбистов. В результате получился адаптированный текст принятой годом ранее Конституции РСФСР, с явными отсылками к работам Маркса и Ленина. В частности, Конституция содержала знаменитую формулу «диктатура пролетариата».

Авторы Основного Закона также выражали готовность вой­ти в состав «единой мировой социалистической Советской Рес­публики». Институт государства, по мнению авторов, должен отмереть. В этом большевики оказались правы, во всяком случае, касательно отдельно взятого государства.
Отметим также, что документ изначально был написан на русском языке и переведен на украинский (причем со смысловыми ошибками) лишь спустя несколько лет. Следующий вариант Конституции, напротив, написан на скрыпниковке – варианте правописания, который спустя всего шесть лет после принятия признали националистическим.

Конституция 1929 г. провозгласила вхождение УССР в состав СССР. Закреплялось также право на выход из состава Союза. Интересно, что данная норма с течением времени «отодвигалась» все дальше в тексте: в Конституции 1929 г. – третья статья, 1937 г. – 14-я, 1978 г. – 69-я. Отметим также: каждое обновление Основного Закона было связано с необходимостью адаптировать республиканскую конституцию под недавно принятую Конституцию СССР.
В Конституции 1937 г. записан знаменитый принцип «кто не работает, тот не ест», который в следующей редакции эвфемизирован до «от каждого – по способностям, каждому – по труду» (а вовсе не «...по потребностям», как утверждал Карл Маркс).

Согласно Конституции, принятой в пиковый год репрессий, для абсолютного большинства трудящихся продолжительность рабочего дня снижалась до семи часов в день. По Основному Закону, принятому через 41 год, продолжительность рабочей недели не должна была превышать 41 час.
В Конституции, разработанной комиссией под руководством В. Щербицкого, много внимания уделялось новомодным западным тенденциям. В результате Основной Закон 1978 г. декларировал принцип «демократического централизма», планировалось «дальнейшее развертывание демократии» и «расширение гласности». Не могло обойтись без множества идеологических штампов, в духе: «Социальную основу Украинской ССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции».

По Основному Закону 1978 г. Украина жила девятнадцать лет (до принятия Конституционного соглашения). В 1989-1995 гг. в нее активно вносились изменения, сводившиеся, в основном, к удалению слов «социализм», «коммунизм», «СССР», «советский» и прочих советизмов, а также методичной заменой «УССР» на «Украина».

По ряду исторических причин, украинский конституционный процесс не был полноценным, а потому излишне говорить, например, о развитии оте­чественной конституционной мысли. Тем не менее, если изучить тексты конституций, действовавших на территории Украины в разное время, можно увидеть предпосылки для исторических событий, случившихся после принятия того или иного документа.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад