Парламентский год

Парламентский год
В этом году Верховная Рада Украины почти не баловала население страны и мировую общественность красочными шоу с применением различных дизайнерских и пиротехнических спецэффектов. Возможно, благодаря этому депутатам и удалось весьма продуктивно поработать. Хотя далеко не все их решения общество восприняло однозначно.

Предлагаем вашему вниманию подборку самых запомнившихся инициатив народных избранников за минувший парламентский год.

Пчелы против меда

Прежде всего, стоить отметить, что в уходящем году из-под пера депутатов, пусть иногда и под диктовку президента, вышло сразу несколько законов, осложняющих чиновникам жизнь. Начало 2011 года ознаменовалось принятием в Верховной Раде закона о доступе к публичной информации. Примечательно, что за данный документ проголосовали сразу 408 народных депутатов из 433, зарегистрированных в сессионном зале.

Это был едва ли не единственный раз, когда оппозиционные депутаты так активно участвовали в принятии новых законов.

Правда, никакие секреты не стали публичными. Ведь с новым законом еще нужно научиться работать. И если госслужащих этому в общих чертах постарались научить, то общественность пока занимается самообразованием. Это нередко приводит к тому, что в порыве публичности некоторые пытаются объять необъятное и получить информацию обо всем и обо всех, хотя ее предоставление уже не имеет никакого отношения к выше­упомянутому закону.
В целом же сам закон, как инструмент, достаточно неплох, главное - научиться его использовать и соблюдать…

Вторым неприятным сюрпризом, преподнесенным депутатами себе и другим чиновникам, стал пакет антикоррупционных законов, на принятии которых настаивал президент. Кстати, такая настойчивость была вполне обоснована, поскольку страна почти полгода вообще жила без антикоррупционного законодательства. Старый закон о борьбе с коррупцией 1995 г. перестал действовать, а новый к тому времени еще не появился. Так что даже протокол о коррупции составить было невозможно.

Новый закон, принятый парламентом и подписанный президентом, вступил в силу в июле текущего года, а с января 2012-го заработает еще и одна отложенная его глава, обязующая чиновников декларировать свои расходы. Безусловно, действующий антикоррупционный закон далек от совершенства и оставляет пространство для маневра. Однако возможность заняться самосовершенствованием как самих себя, так и антикоррупционного законодательства, у депутатов никто не отнимал. Было бы желание.

Ансамбль под названием «Молодость»

Естественно, что анализируя результаты работы народных избранников, невозможно обойти вниманием такой резонансный законопроект, как изменения в пенсионное законодательство. Руководствуясь требованиями МВФ и весьма сложными экономическими реалиями, правительство разработало, а депутаты утвердили новые правила ухода на заслуженный отдых для всех украинцев. В итоге возрастной предел подняли на 5 лет для женщин с отсрочкой на несколько лет, на протяжении которых предельный возраст выхода на пенсию будет увеличиваться постепенно, а не сразу на пятилетку. Кроме того, на 10 лет был увеличен еще и страховой стаж. Поэтому, чтобы получить нормальное содержание от государства, придется поработать дольше.

Интересно, что несмотря на достаточно радикальные шаги, назвать принятые изменения полноценной пенсионной реформой пока нельзя. До сих пор непонятно, как и когда начнет работать еще один уровень пенсионного обеспечения – накопительный. И что самое главное - как убедить население в его надежности.

Продленка, или Работа над ошибками

Как показывает опыт уходящего года, обязать парламент и правительство работать в нужном ключе не всегда под силу даже президенту. Достаточно взглянуть на судьбу поправок к бестселлеру минувшего года – Налоговому кодексу. Неприятный сюрприз, подложенный «упрощенцам» под прош­логоднюю новогоднюю елку, президент обязал изучить и исправить до 1 апреля 2011 года. Но тогда правительство не уложилось с поправками в срок, потому было решено перенести вступление изменений в силу на начало 2-го полугодия. В конце концов злополучные поправки приняли лишь осенью. Новая версия «упрощенки» уже не вызвала у предпринимателей такого единодушного неприятия: одни посчитали документ победой, другие остались недовольны, но облегченная «упрощенка» Налогового кодекса пока прижилась.

Главным курьезом парламента в этом году можно считать эпопею с отменой зимнего времени. Летний режим должен был благотворно сказаться на здоровье украинцев и экономике. Однако преимущества оценили не все. И депутатам пришлось откатить время назад и перевести стрелки по всей стране.

Правила выбора

В 2011 году корректировке подвергся и избирательный закон. Систематизировав опыт выборных кампаний прошлых лет, депутаты при­шли к выводу, что в следующем году наиболее полно мнение населения будет отражать парламент, который станут выбирать по смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе: 225 депутатов избираются по партийным спискам, а остальные 225 вступают в борьбу за наши голоса лично, делая ставку на конкретные территории – мажоритарные округа.

Кроме того, что новый закон дает украинцам возможность обзавестись «собственным» депутатом, он также повышает проходной барьер в парламент до 5% и запрещает участие в выборах партийным блокам.

Потерянные во времени

Ну и, конечно, главным курьезом парламента в нынешнем году можно считать эпопею с отменой зимнего времени. Вдохновившись примером соседней России, украинские депутаты также решили упразднить переход на зимнее время. И после недолгого обсуждения, давшего еще одну тему для политических ток-шоу, время реформировали. Это должно было принести дополнительные блага для здоровья украинцев, которым не пришлось бы больше сталкиваться с биологическим стрессом сезонного перевода стрелок, а экономика также получила бы положительный толчок от «временной» стабильности. Преимущества оценили не все. В результате депутатам пришлось откатить время назад и перевести стрелки по всей стране.

Андрей ПОБЕДИНСКИЙ
Вернуться назад