Информация доступна

Информация доступна
Закон Украины о доступе к публичной информации вступил в силу 9 мая. Как он изменит нашу жизнь? По идее, теперь любому, будь то журналист или рядовой обыватель, не придется стучать в закрытые двери, чтобы узнать простые вещи: например, сколько бюджетных денег ушло на обеспечение учеников обедами в школьной столовой, а сколько – на приобретение нового служебного автомобиля городским исполкомом.

Теперь без труда можно узнать, качественны ли продукция молочной кухни и вакцина, какие примеси содержит воздух в отдельно взятом микрорайоне. И все же, как у любого закона, у этого есть подводные камни, обойти которые можно лишь зная, где они находятся.

Камень первый

Перед рассмотрением данного вопроса еще в январе, когда этот законопроект рассматривался в парламенте, представители журналистских организаций в ложе прессы вывесили плакат «Доступ к информации сейчас или никогда». Конечно, постоянно решая журналистскую и юридическую дилемму, что же перевешивает – общественный интерес или неприкосновенность чьих-то интересов, хочется свободно вздохнуть и потребовать объяснений по закону. Здесь и лежит тот самый камень – не вся информация имеет неограниченный доступ. Не всем нужно знать информацию, если она конфиденциальная, тайная или служебная. Эти же постулаты прописаны и в старом «Законе об информации». Но последний касается только СМИ, в то время как новый закон регламентирует право каждого гражданина обращаться к любому должностному лицу за предоставлением информации, если она не имеет вышеназванных ограничений. То есть доступ ограничивается, если разглашение приносит больше вреда, чем пользы: грозит территориальной целостности или общественному порядку, здоровью населения, защите репутации и прав других людей. Тут нужно быть начеку и не всегда доверять отговорке чиновника, что, мол, запрашиваемая вами информация – для служебного пользования.

Киевский адвокат Михаил Гончарук скептичен к закону именно по этой причине: «Можно согласиться с этим в ситуации защиты национальной безопасности, расследования преступлений. Но достаточно спорным является ограничение на распространение публичной информации, к которой законодатель отнес внутриведомственную служебную переписку, докладные записки, рекомендации. А ведь часто именно благодаря таким документам можно узнать: знало ли ведомство о том или ином факте, что предприняло, как отреагировало на «сигнал». Уверен, что уже сейчас гос­учреждения заняты разработкой внут­ренних положений, чтобы отнести как можно больше информации к категории служебной».

Камень второй

Киевские юристы, напротив, считают, что распространители информации в законе определены четко – это органы влас­ти, а также все бюджетные учреждения. И хорошо, что чиновникам, наконец, вменили в обязанность отчитываться о своей деятельности – на сайтах или на специальных стендах, чего раньше не было. Адвокат Михаил Гончарук, как позитив, выделяет и гражданский контроль за деятельностью органов государственной власти: «Закон будет контролировать и выполнение бюджета страны, и использование государственных денег чиновниками. Граждане получают серьезный инструмент для защиты своих законных прав. Например, теперь госорган будет обязан обнародовать целый массив информации о себе, в частности, об услугах и функциях, которые он предоставляет с инструкцией о процедуре их получения».

Однако, как часто бывает, за непредос­тавление информации забыли пред­усмотреть наказание, замечает киевский юрист Елена Сапожкова: «Ни штрафов, ни админвзыскания. Есть ссылка на Административный кодекс, но в нем пока нет такой статьи. Закон носит чисто декларативный характер».

Камень третий

В статье 19 нового закона говорится, что запрос на получение информации может подаваться в любой форме – устной или письменной (по почте, факсу, телефону, электронке). В том, что запросы, сделанные по телефону, останутся без ответа, уверены и юристы. Один из народных депутатов говорит: «На телефоны моих помощников и мне регулярно звонят люди, которым хочется найти повод и просто поскандалить. Тому, кто ведет себя по-хамски, я информацию искать не буду – закон этого не запрещает. Как вы докажете, что вы Иванов Иван Иванович? В телефонном режиме – никак. Норма закона есть, а использовать ее полноценно – невозможно. Она только для людей, которые хотят поскандалить, или депутатов, пожелавших засветиться в популизме, как они хорошо и красиво полюбили украинский народ».

Камень четвертый

Парламент определил, что должностные и служебные лица не несут юридической ответственности, несмотря на нарушение ими своих обязанностей за разглашение информации, если это – на благо людей. Киевский юрист Елена Сапожкова считает, что теперь депутат или чиновник может из добрых намерений даже оклеветать, и ничего ему за это не будет.

В свою очередь, Донецкий городской голова Александр Лукьянченко: «Мы уже подготовили информационный уголок на первом этаже, где каждый желающий может узнать все, что касается деятельности городского совета и прав в вопросах получения информации. Теперь за 20 дней нужно обнародовать повестку дня заседаний и проекты решений, поэтому решения будут с опозданием примерно на месяц. К сожалению, необходимо огромное количество людей, которые будут заниматься этим вопросом, отрываясь от других дел. Законодатель не продумал многого, оперативность теряется, но информация будет доступна».
Вернуться назад