Две большие разницы

Две большие разницы
В ближайшее время нашей стране предстоит серьезный экзамен на многовекторность. От того, сумеет ли Украина найти баланс между Зоной свободной торговли с ЕС и Таможенным союзом с Россией во многом зависят не только наши политические, но и экономические перспективы.

Определенные успехи украинских переговорщиков в диалоге о взаимном открытии рынков с Европейским союзом стали катализатором международной активности, центром которой оказалось наше государство. Именно так можно расценивать предложение Российской Федерации о присоединении Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана на весьма привлекательных условиях. Тот факт, что данную инициа­тиву анонсировали незадолго до вчерашнего визита главы российского правительства Владимира Путина в Киев, лишний раз подчеркивает серьезность намерений наших соседей и их заинтересованность.

Вместе невозможно и врозь – никак?

Однако при этом информационная волна, вызванная повышенным интересом к Украине со стороны ЕС и РФ, преимущественно позиционирует обоих потенциальных торговых союзников нашего государства, как антагонистов, не приемлющих членства Украины в противоположном экономическом лагере.

В то же время глава Кабмина Николай Азаров считает, что Украина заинтересована иметь свободную торговлю как с ЕС, так и со странами СНГ.

«Кому-то очень хочется противопоставить эти два процесса. Но никому это не удастся. У нас свои торгово-экономические интересы в Европейском союзе и не менее важные торгово-экономические интересы в странах, вошедших в Таможенный союз. Мы не хотим этих партнеров противопоставлять. Мы хотели бы найти такие формулы, которые устроили бы нас и наших партнеров», – подчеркнул глава правительства, добавив, что товарооборот Украины с ЕС и РФ, Белоруссией и Казахстаном примерно сопоставим.

Действительно, даже на примере Донецкой области можно проследить, что пока между этими двумя экспортными направлениями сохраняется некий баланс интересов. В прошлом году экспорт продукции предприятий нашего региона в Европу вырос в 2,1 раза и составил 27,2% от общего объема. Тогда как страны СНГ потребили 25% продукции предприятий Донбасса, при этом доля России составила 19,2%.

Мед и деготь предложений

Достаточно сложные переговоры о создании Зоны свободной торговли с ЕС Украина ведет на протяжении многих лет. При этом успешное их завершение во многом воспринимается как очередной шаг к членству в ЕС. Таможенный же союз с Россией сам по себе еще достаточно молод и активной фазы переговоров на этот счет пока не было, если не считать вчерашний визит Владимира Путина. В таких условиях руководство РФ вынуждено было форсировать переговорный процесс. Причем в качестве катализатора выбрали излюбленный обеими соседними державами газовый вопрос.

В качестве первого шага по направлению к Таможенному союзу предлагается подписать соглашение о Зоне свободной торговли со странами СНГ. По оценкам экспертов, за первый год полноценной деятельности ЗСТ товарооборот Украины со странами Содружества может увеличиться на треть. Однако, присоединяясь к ТС, Украина будет вынуждена повысить свои таможенные тарифы на ввоз для государств, не входящих в этот союз. Сегодня их средний уровень составляет 4,5%, а в странах ТС – 10,25%. Подняв пошлины, Украине придется компенсировать 153 странам-членам ВТО потери, которые они понесут из-за изменений условий членства Украины в ВТО. Ориентировочная сумма потерь составляет $2 млрд., и ее готов в свою очередь компенсировать Таможенный союз.

Кроме того, по предварительным расчетам, отмена экспортных пошлин на нефть для Украины даст нам экономию до $3 млрд. в год, а на нефтепродукты – около $500 млн. И, наконец, рассматривается вопрос двукратного снижения цен на российский газ (до уровня внутрироссийских), выполнение данного условия даст нашей стране экономию в $4,5 млрд. ежегодно.

ЗТС с Евросоюзом открывает для нас европейские рынки, но в то же время дает возможность европейским производителям активно осваивать украинскую территорию и конкурировать с нашими производителями. Кроме того, актуальным становится соответствие наших предприятий европейским стандартам производства, качества, контроля. Это может стать серьезным испытанием для многих наших предприятий, которые будут не в состоянии профинансировать соответствие требованиям ЕС. Например, стоимость такой гармонизации в Польше и Литве затянула на 2-3% ВВП, при этом они 6 лет получали соответственно 172 и 205 млн. евро в год от ЕС.

В данном случае очень многое зависит от условий вступления и заложенных переходных периодов. Мгновенная сдача рынков фактически лишит большинство отечественных производителей возможности эффективно конкурировать с крупными предприятиями ЕС.

Самое парадоксальное то, что оба союза одновременно являются выгодными для Украины и несут в себе серьезные риски. Как уже отмечалось, для адаптации к европейским требованиям необходимы время и серьезные инвестиции, рассчитывать на которые мы пока не можем. Экономические же послабления со стороны России теоретически дают ресурс, который можно было бы использовать для ускоренной модернизации экономики с тем, чтобы объединиться с ЕС, будучи более подготовленными. Но где гарантия, что эти ресурсы используют по назначению, а не направят на затыкание бюджетных дыр и не распылят по коррупционным схемам. Успех в любом из направлений во многом будет зависеть от политической воли руководства страны, которое не хочет отказываться от евроинтеграции и терять партнера в лице России и стран СНГ.
Вернуться назад