Новые ценовые полномочия

Новые ценовые полномочия
Неэффективность рыночных рычагов управления в руках наших чиновников заставляет их изыскивать другие пути влияния на ценообразование в стране. И естественно, что наиболее привычным, но вряд ли более результативным, с их точки зрения, становится более жесткое ручное регулирование. На днях Министерство экономического развития и торговли обнародовало проект новой редакции закона «О ценах и ценообразовании», наделяющий Кабмин новыми полномочиями по сдерживанию инфляции.

Показательные походы чиновников столичного и местного уровней по супермаркетам, рынкам и магазинам с целью привести в чувство цены, как и следовало ожидать, не дают результата. Абстрактные мониторинги ситуации на рынке социально значимых товаров, выходящие из-под пера инспекций по ценам, все так же далеки от народа и реальности. А договоренности с владельцами заводов, торговых сетей и заправок все чаще дают сбои. Цены же продолжают свой неудержимый разбег.

Рецепт на «ценопонижающее»

С одной стороны, у правительства есть железное оправдание – не одни мы такие, весь мир страдает от ценового ОРВИ, когда температура цен на товары и услуги резко повышается и не поддается лечению правительственными антибиотиками. Однако просто кивать на других нельзя – нужно работать. А для того чтобы прописать ценам более сильное средство от повышения, правительству необходимы дополнительные полномочия. Взять ситуацию под контроль должен позволить новый вариант закона «О ценах и цено­образовании», наделяющий Кабинет министров правом устанавливать порядок государственного регулирования цен не только на товары и услуги предприятий-монополистов, но и диктовать ценовые условия на свободных рынках. Сейчас главным инструментом правительства по сдерживанию цен является возможность устанавливать предельные надбавки на социально значимые товары. Предлагаемые законопроектом новации расширят эту практику: если документ вступит в силу, Кабмин сможет регулировать цены не только на социально значимые товары, но и на продукты, которые, по мнению чиновников, имеют существенное влияние на инфляционную динамику.

За правительством и местными органами власти на законодательном уровне закрепляется возможность использовать различные виды ценового регулирования, апробированные уже сейчас: ограничение максимальных цен, установление предельного уровня надбавок к оптовым и розничным ценам, нормативов рентабельности, скидок и вознаграждений поставщиков. Кроме того, может применяться декларирование изменения цен на определенные группы товаров, товарные и финансовые интервенции (выкуп товаров при резком падении их стоимости). Но главная новация в другом: согласно документу правительство по своему усмотрению сможет внедрять и другие способы госрегулирования цен. Что это за способы, законопроект не уточняет.

Защита – в будущем, штрафы – в настоящем

Министерские законотворцы позаботились и о социальной защите населения. В частности, упомянутый законопроект обязывает органы исполнительной власти последовательно осуществлять мероприятия по поддержке жизненного уровня населения, в первую очередь малообеспеченных граждан. Обеспечить выполнение этой задачи предлагается путем внедрения системы компенсационных выплат в связи с дальнейшим удорожанием продуктов. При этом по старой привычке, говоря об определенном механизме государственных выплат и компенсаций, который должен стать неотъ­емлемой частью закона, его авторы не удосуживаются детально прописать, как же он будет работать и за счет чего финансироваться.

Кроме того покупателям дается право судиться как с коммерческими структурами, завышающими цены, так и с чиновниками, потворствующими или как минимум не препятствующими этому. Конечно, на американском примере мы знаем, что засудить можно кого угодно и за что угодно, пусть это даже крупная корпорация, только вот с украинской судебной системой такой фокус пока не срабатывает.

Зато санкции за нарушения законодательства о ценах и ценообразовании и невыполнение требований контролирующих органов предлагается ввести вполне конкретные. Согласно сегодняшней редакции закона «О ценах и ценообразовании» единственным наказанием за нарушение ценового законодательства является изъятие по решению суда всей необоснованно полученной выручки, а также штраф в размере 200% такой выручки. В новой редакции речь о решениях судов для взыскания штрафов с предприятий уже не идет. Нарушение требований по формированию, установлению и применению государственных регулированных цен наказывается более мягкой санкцией — изъятием незаконной выручки и штрафом в 100% выручки. Однако появляются и дополнительные наказания. В частности, продажа товаров, которые должны предоставляться бесплатно, предполагает санкцию в виде штрафа в размере 100% стоимости проданных товаров. Непредоставление или нарушение сроков подачи органам исполнительной власти расчетных материалов для формирования и установления регулируемых государством цен, а также предоставление недостоверных сведений и материалов предлагается наказывать штрафом в 1700 грн., а невыполнение предписаний контролеров и создание им препятствий для выполнения своих полномочий — 3400 грн. Если для крупных предприятий эти санкции могут пройти незамеченными, то для мелких компаний несколько таких визитов контролеров в совокупности с изъятиями необоснованно полученной выручки могут обернуться потерей бизнеса. Тем более что если ранее применение санкций возможно было только к юридическим лицам, то предлагаемая редакция закона предусматривает штрафы и для частных предпринимателей.
Вернуться назад