Все для «фронта»?

Все для «фронта»?Не успел исполняющий обязанности министра обороны Украины Михаил Коваль гордо сообщить о том, что народ пожертвовал на нужды армии уже более 120 миллионов гривен, как наше государство придумало новый способ повысить обороноспособность Вооруженных сил за счет граждан, призвав на службу…их автомобили.

Кто-то может решить, что это всего лишь неудачная шутка, но нет, господа! Еще в конце апреля нынешнего года коллективный разум группы народных депутатов породил законопроект № 4785 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации», а уже в ходе майской сессии парламента он был принят за основу при сокращенном сроке подготовки.

По форме

Сей интереснейший документ вносит ворох изменений в целую пачку законов, но любопытнее всего дополнения, вписанные в Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации». С легкой руки народных слуг в шестой статье нормативного документа появилась доселе невиданная третья часть, согласно которой «выполнение военно-транспортной обязанности во время мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения, осуществляется путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также граждан – собственников транспортных средств для обеспечения надобностей Вооруженных сил Украины, других вооруженных формирований на условиях их возвращения собственникам после объявления демобилизации».

При этом решать, какие именно автомобили и в каком количестве нужно привлечь, решают местные государственные администрации согласно представлению военных комиссариатов. Последние, руководствуясь распоряжениями администраций, и будут привлекать технику.

А возвращать машины их законным владельцам военные должны не позднее чем через 90 суток после объявления демобилизации. Порядок компенсации ущерба, причиненного технике, что характерно, устанавливается Кабинетом министров.

Первое, что бросается в глаза, – размытость формулировок. «Привлечение» и «изъятие» – понятия, с юридической точки зрения, абсолютно разные. Это очень важно, если учесть, что далее по тексту речь идет именно о возвращении автомобиля. Вернуть можно лишь то, что изъято. Иными словами, если армия привлекает машину предприятия для своих надобностей, управлять ею, по идее, должен человек, на этом предприятии работающий. В случае изъятия за баранкой может сидеть любой водитель.

По сути

Теперь же переведем чиновничьи формулировки на общечеловеческий язык. Фактически, столичные власти сваливают всю ответственность за привлечение гражданского транспорта на местные органы. Военные, размахивая перед носом собственника письменным распоряжением, забирают у него автомобили, вернуть которые обязуются не только неизвестно когда, но и непонятно в каком состоянии.

Если порядок компенсации устанавливается Кабмином, значит, должно быть принято соответствующее постановление. Когда именно оно увидит свет, – известно одному лишь богу.

Опять же в документе ничего не сказано о мерах, которые будут приняты к чиновникам, не пожелавшим возвращать чужую собственность (а вдруг?), поэтому кто-то может и не дождаться своего четырехколесного друга с войны.

«Все это выглядит недемократично. В такой ситуации сложно утверждать, что описанная в документе процедура гарантирует соблюдение конституционных прав собственников», – поделился своим мнением относительно закона известный донецкий адвокат Владимир Оленцевич.
Не забудем также об извечном украинском раздолбайстве. Один знакомый мэр совсем недавно рассказывал, как выделял транспорт для спецподразделения, принимающего участие в пресловутом АТО. Водители машин высадили бойцов в условленном месте и убрались восвояси, а на следующий день к собственнику автотранспорта пришли вежливые люди из СБУ и поинтересовались, что делали его автомобили неподалеку от зоны столкновения. Думаю, что аналогия ясна.

Игорь ГОМОЛЬСКИЙ
Вернуться назад