Апрельские налоговые тезисы

Апрельские налоговые тезисы
С начала апреля в силу вступает ряд положений Налогового кодекса, действие которых было отложено на 1 квартал. Это касается снижения ставок и налоговых каникул для ряда предприятий. В то же время 1 апреля является критической точкой для предпринимателей-упрощен­цев, которые могут лишиться возможности работать с юридическими лицами.

До начала месяца остались считанные дни, а новый закон об «упрощенке» парламент пока так и не рассмотрел.
Бизнес замер в ожидании: скоро закончится первый квартал и вступят в силу новые правила налогообложения, установленные Налоговым кодексом (НК).

На каникулы пойдут не все

Во-первых, с 1 апреля начнет взиматься не 25% налога на прибыль, а 23%. Такая ставка будет действовать до 1 января 2012 года и распространяться на всех плательщиков.

Во-вторых, для новых предприятий (созданных до 1 апреля 2011 года, но не старше трех лет) с объемом дохода до 3 млн. грн. и количеством сотрудников до 20 человек либо тех, кто ранее работал на едином налоге, начнутся «налоговые каникулы» по уплате налога на прибыль. На практике это значит, что на пять лет их прибыль полностью освобождается от налогообложения.
Однако список исключений из претендентов на такие льготы весьма велик. Например, бывшему "упрощенцу" (который перестал быть таковым на момент вступления Налогового кодекса в силу) для того чтобы рассчитывать на налоговые каникулы, необходимо получать доход не более 1 млн. грн., а число его сотрудников не должно превышать 50 человек. В общем, налоговые радости коснутся довольно узкого числа лиц, которые, несмотря на юный возраст бизнеса, умудряются получать прибыль.

Гораздо большего числа лиц коснутся другие изменения НК – они как раз предельно негативны. С 1 апреля перестанут включаться в затраты предприятий и компаний затраты, понесенные в связи с приобретением товара или услуг у физлица предпринимателя - плательщика единого налога. Также на налоговые послабления не могут рассчитывать:
- предприятия с объемом дохода свыше 3 млн. грн. и числом сотрудников более 20 человек;
- те, которые были созданы более 3 лет назад;
- те, кто платит сотрудникам зарплату менее двух "минималок" (с 1 января "минималка" – 941 гривна);
- созданные недавно в процессе реорганизации (объединения, например);
- те, кто работает в сфере развлечений, оптовой торговли, экспорта-импорта под­акцизных товаров, финансов, операций с недвижимостью, права, бухгалтерии, охраны, ТВ, производства и продажи драгоценностей.

Борьба за «упрощенку»

Обещанный закон, который должен был внести правки в кодекс и реформировать сферу упрощенного налогообложения, до сих пор не принят. И до 1 апреля принять его вряд ли успеют, поскольку и так уже сорваны все сроки, которые были установлены президентом (закон должен был быть разработан до 20 февраля). Кроме того, законопроектов, на самом деле, два – дорабатываемый Кабмином и готовящийся комитетом Верховной Рады по промышленной, регуляторной политике и предпринимательству. Они будут конкурировать за голоса народных избранников.

Чиновники предлагают поделить плательщиков единого налога на несколько категорий. Физлица-предприниматели с годовым доходом до 150 минимальных зарплат (МЗ; с 1 декабря 2011 года составит 1,004 тыс. грн.) будут платить от 1% до 10% размера МЗ; до 600 МЗ – 2-40%; до 1000 МЗ – 3% от дохода при условии уплаты НДС, 5% – без. Последние ставки будут применяться и для налогообложения юрлиц, годовой оборот которых не превысит 3000 МЗ. Предприниматели с этим не согласны и предлагают установить размер налогообложения для 2-4 категорий, исходя из предельного годового дохода в 1000, 2000 и 5000 МЗ соответственно. Оборот до 600 МЗ предприниматели предлагают исключить. Поскольку в эту категорию попадают в основном те же предприниматели с оборотом до 500 тыс. грн., которые сейчас работают на едином налоге. Но при этом для них увеличивается налоговая нагрузка, усложняется отчетность да и о дополнительной нагрузке в виде единого соцвзноса в размере 34,7% забывать не стоит.

В новом законопроекте предлагается утвердить перечень из 40 видов бытовых услуг, на которые распространяется действие льготного налогообложения. В частности, это изготовление и ремонт обуви, одежды, мебели, ювелирных изделий. В то же время предлагается расширить до 16 наименований список видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система. Это коснется аудиторов, страховых брокеров, банков, кредитных союзов, производителей, экспортеров, импортеров, продавцов подакцизных товаров.

Правительственный законопроект содержит норму, которая частично идет на уступки бизнесу и разрешает предприятиям включать в валовые расходы затраты на покупку товаров, работ и услуг у "единоналожников". Напомним, что на исключении данной нормы настаивали предприниматели, так как юрлица, находящиеся на общей системе налого­обложения, отказываются вести с ними деятельность. Но Минфин предлагает эти расходы включать лишь в том случае, если они будут подтверждены "в отдельном перечне доходов и расходов плательщика в разрезе контрагентов". По словам экспертов, такие требования делают невозможным выполнение нормы.

Тем временем пока проекты законов пытаются согласовать со всеми сторонами процесса, сами предприниматели, не дожидаясь реформирования упрощенной системы, вынуждены перерегистрироваться на общую систему уплаты налогов.
Вернуться назад