Попасть в реестр

Попасть в реестрРегистрация права собственности на недвижимое имущество всегда была для населения делом непростым, сопряженным с потерей большого количества времени и сил. В прошлом году для упрощения этой системы функции БТИ были переданы государственным регистраторам. Выиграли или проиграли от этого граждане?

Стоит отметить, что, несмотря на усилия, призванные упростить и ускорить процедуру документирования прав собственности на недвижимость, от населения все еще поступают жалобы на недостаточно оперативную работу госрегистраторов, сложность оформления документов и очереди в соответствующих отделах.

Для того чтобы познакомиться с тем, как работает система воочию, мы отправились в отдел государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество Ворошиловского районного управления юстиции. К 8.30 утра (время, когда отдел начинает свою работу) в помещении собралось около 35 человек, составивших два списка – «На регистрацию» и «На выдачу» документов. При этом те, кому посчастливилось оказаться в очереди первыми, записывались еще в 6 часов утра.

Среди посетителей четко выделяются две категории людей. Те, кто здесь уже не в первый раз, записавшись в список и опознав ближайшие номера в очереди в лицо, спокойно ожидают. Новички озабоченно изучают большой перечень документов и образцов на стене, а после заявления регистратора, что на прием нужно заходить с заполненным заявлением, чтобы не тратить свое и чужое время, начинают спешно искать, где взять бланк.

Тут же, по совету бывалых, они отправляются в соседний кабинет, где располагается частное юридическое ООО, предлагающее помощь в оформлении документов. Там, по словам собеседников, можно либо за 2 грн. взять бланк и заполнить его самостоятельно, либо за 20 грн. получить полную консультацию, проверить имеющиеся документы, заполненное заявление и сделать необходимые копии. Правда, работает оно не с 8.30, а с 9.00, так что приходится еще ждать. Хотя новички редко бывают первыми в очереди, так что пропустить вызов к регистратору они не рискуют.

Больше всего людей удивляет новый график работы отделения. Несколько дней в неделю оно теперь работает не до 16.00, а до 12.30. Таким образом, для того чтобы принять 30-50 человек, у сотрудников госреестра, работающих по 4-5 человек, есть всего 3,5 часа. Недоумение посетителей мы переадресовали руководству отдела и получили следующий ответ:

«С 01.01.2014 года сроки государственной регистрации были сокращены. Так, срок проведения государственной регистрации составляет теперь 5 рабочих дней, что практически втрое меньше ранее установленного (14 рабочих дней). В связи с этим, введение нового графика приема граждан – это вынужденная мера, направленная на качественное выполнение должностных обязанностей сотрудников согласно действующему законодательству.

Напоминаем, каждую среду прием граждан отдел ведет с 8.30 до 20.00; понедельник, вторник – с 8.30 до 12.00; четверг – с 12.45 до 16.00; пятницу – с 12.45 до 15.00, субботу?– с 8.30 до 16.00. По поводу очередей необходимо отметить следующее. С введением нового графика приема граждан отдел не зафиксировал увеличение очередей. Все желающие попасть на прием подают документы в установленные часы приема», – отмечает Наталья Турнуева, начальник отдела государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество Ворошиловского районного управления юстиции в г. Донецке.

Что касается неосведомленности новичков в деле регистрации собственной квартиры или дома, то, по ее словам, сотрудники отдела регулярно проводят консультации. Правда, какого-либо графика их проведения нам получить не удалось. Стоит отметить, что, по словам людей, которые пришли уже не подавать, а забирать документы, одним посещением отдела регистрации редко когда удается обойтись. «Я здесь уже раз шестой, наверное. Пока правильно все документы оформила, ведь если чего-то не хватает, донести нельзя, нужно подавать по новой. Потом, когда уже сдавала, мне сказали, что один из документов, которые я принесла, не нужен. Отправили в Киев, а оттуда пришел ответ, что рассмотрение моих документов приостановлено из-за отсутствия именно этой бумаги. В общем, сложно все», – делится впечатлениями Елена, занимающаяся переоформлением квартиры.

Теоретически у граждан есть возможность воспользоваться электронной очередью на регистрацию. На сайте управления юстиции есть специальная форма, там же можно распечатать перечень и бланки необходимых документов и записаться на конкретное время. Опытным путем установлено, что через Интернет можно записаться на прием только заранее. Временной зазор составляет минимум два дня.

Сама система регистрации не совсем еще отработана и несколько раз приходится заполнять одни и те же пункты, скачивать документы, что для населения, недостаточно знакомого с компьютерной техникой, будет сложно. Однако само наличие такой возможности – уже шаг вперед. Возможно, в будущем и сама регистрация будет осуществляться дистанционно.

Обкатка новой системы регистрации права собственности на недвижимость еще не завершена. Излишний ажиотаж у населения вызывает недостаток информации, отсутствие навыков работы с документами. В итоге со всем этим приходится разбираться методом проб и ошибок.


Но после толкотни в живой очереди у нас возник логичный вопрос: как список электронной очереди будет сопоставляться с тем, который составили люди, пришедшие в отдел в этот день в 6 утра? На это нам ответили, что в настоящее время ведутся работы по согласованию электронной очереди и нового графика приема граждан, но запись при этом ведется. Предварительно записаться на электронную очередь могут все физические и юридические лица. Прием по электронной очереди ведется независимо от приема «живой» очереди по времени, на которое записался заявитель.

В целом очевидно, что обкатка новой системы еще не завершена. А излишний ажиотаж у населения вызывает недостаток информации, отсутствие навыков работы с документами и незнание юридических тонкостей. В итоге со всем этим приходится разбираться или методом проб и ошибок, либо наняв за дополнительную плату соответствующее ООО, находящееся по соседству.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ

Вернуться назад