Необходим государственный и общественный заказ на образованных людей

Необходим государственный и общественный заказ на образованных людейПодготовка детей к новому школьному году обойдется очень дорого родителям и почти ни во что – государству. Так считает лидер фракции коммунистов в парламенте, народный депутат, первый секретарь ЦК КПУ Петр Симоненко. Об этом он заявил во время встречи с представителями региональных СМИ.

«Простой пример: в бюджете 2013-го, за который, кстати, коммунисты не голосовали, на нужды образования выделены аж 6,1% ВВП – впритык на зарплаты учителям и преподавателям вузов, но на премии, научные разработки и содержание учебных баз не хватит. Причем даже эти суммы расходуются неэффективно, о чем свидетельствуют постоянные коррупционные скандалы в образовательном ведомстве. Денег не хватает, количество школ постоянно сокращается, количество коммерческих вузов растет. Между тем в СССР на образование выделялось 10% ВВП», – говорит П.Симоненко.

Нам объясняют, что в странах ЕС расходы на образование составляют в среднем 5% от ВВП. Но нельзя забывать о двух вещах. Во-первых, за рубежом высшее образование в большинстве случаев платное как в частных, так и в государственных вузах. Причем студенты платят не только за обучение, но также за жилье и питание. Это не говоря об учебниках. Кроме того, частные предприятия, некоммерческие организации и профсоюзы оказывают финансовую помощь университетам и отдельным студентам.

«В СССР образование действительно было всеобщим, а детям давались примерно равные шансы – насколько это возможно. В Европе, так же как сейчас у нас, образование имеет классовый характер – дети элиты имеют возможности самые широкие, а дети рабочих реально могут стать только рабочими», – уверен Петр Симоненко.

Нам объясняют, что в странах ЕС расходы на образование составляют 5% от ВВП. Но нельзя забывать две вещи. За рубежом высшее образование в большинстве случаев платное как в частных, так и в государственных вузах. Кроме того, частные предприятия, некоммерческие организации и профсоюзы оказывают финансовую помощь университетам.


В общем, с точки зрения государства, система образования у нас недорогая. А вот для родителей все не так. Журналисты неоднократно подсчитывали, сколько стоит отправить ребенка в школу. Только обязательный минимум – форма, рюкзак, письменные принадлежности – в Киеве обойдется в 3-4 тысячи гривен. Это при том, что средняя зарплата по стране – 3,4 тысячи. Плюс «вступительный сбор», достигающий 5 тысяч гривен, и ежемесячные взносы в фонд класса, школы и на подарки учителям. В лучшем случае обучение в «бесплатной» школе одного ребенка съедает 10% семейного бюджета, а на практике большинство наших граждан получают зарплату ниже средней…

В вузах ситуация не лучше, но там главная статья расходов – коррупция, утверждает лидер коммунистов. Система внешнего тестирования резко понизила уровень знаний абитуриентов, ведь им надо готовиться к тестам, которые требуют знания «правильных» ответов, а не предмета и в то же время вовсе не противодействуют коррупции, о чем свидетельствует недавний арест за взятку руководителя одного из модных киевских вузов. Точно так же продаются зачеты, экзамены, курсовые и дипломные работы. В конце концов – дипломы.

То есть образование становится все менее доступным, а его качество снижается. Фактически система образования служит не распространению знаний, подготовке людей к производственной деятельности, а получению прибылей из государственного, общенародного, по сути, ресурса.

Что предлагают коммунисты для изменения ситуации в сфере образования? Безусловно, частными мерами тут не обойдешься. Главная проблема состоит в том, что рыночной у нас стала не только экономика, но и все общество – все продается и покупается. Эту болезнь придется лечить долго.

КПУ с начала работы Рады нынешнего созыва подала 12 законопроектов, в той или иной степени связанных с вопросами образования. В первую очередь, это законы, направленные на восстановление научного потенциала страны – о переводе экономики на инновационную модель развития, поддержке наукоемких отраслей и госгарантиях развития науки.


При нынешней власти невозможно, по-видимому, повысить расходы на образование до приемлемых размеров. И дело даже не в процентах, а в доходах бюджета – до тех пор, пока прибыли от работы предприятий базовых отраслей будут идти в офшоры, пока прибыли олигархов будут уходить от налогообложения, бюджет останется полупустым.

Однако даже в нынешней ситуации можно решать некоторые проблемы. КПУ с начала работы Рады нынешнего созыва подала 12 законопроектов, в той или иной степени связанных с вопросами образования.

Вторая группа законопроектов направлена на восстановление того, что разрушено за годы независимости, – это сеть дошкольных учреждений, детских садов и ясель, возрождение профессионально-технического образования. Ведь рабочих сейчас готовят очень мало, и выпуск не удовлетворяет даже скромных потребностей украинской экономики…


В первую очередь, это законы, направленные на восстановление научного потенциала страны – о переводе экономики Украины на инновационную модель развития, о поддержке наукоемких отраслей, о государственных гарантиях развития науки.

«Почему я начинаю именно с таких проектов? Это очевидно. Восстановление системы образования должно начинаться с появления государственного, а потом и общественного заказа на образованных людей, – объясняет Петр Симоненко. – Необходимо восстановить потребность в грамотных людях, потребность повлечет за собой уважение, а уважение – желание получить образование и желание делиться знаниями».

Вторая группа законопроектов, разработанных коммунистами, направлена на восстановление того, что разрушено за годы независимости, – сеть дошкольных учреждений, детских садов и ясель, возрождение профессионально-техничес­кого образования. Ведь рабочих сейчас готовят очень мало, и выпуск не удовлетворяет даже потребностей полуживой украинской экономики…

Целью третьей группы законопроектов является усиление социальной защиты педагогических работников. «Мы предложили два законопроекта, один из которых посвящен усилению социальной защиты педагогических работников, работающих на селе. Он был рассмотрен Верховной Радой, но не поддержан», – говорит лидер фракции КПУ Петр Симоненко.

Почему законопроект не поддержали? «Депутаты от буржуазных фракций не скрывали своего недоумения – зачем вообще нужен такой закон? Вот, например, бывший аграрный магнат, нещадно грабивший украинское село, а теперь ставший депутатом от УДАРа, так прямо и сказал: зачем строить дома для учителей, если завтра села исчезнут? Гениальная идея! Но ведь завтра врач или учитель может умереть – так ему зарплату не платить?» – возмущается Петр Симоненко.

Именно так и гибнет украинское село – нет дома для врача, учителя, молодого специалиста. Они из села уезжают, из-за нехватки персонала закрываются школа и поликлиника, а вскоре и самого села уже нет… Но депутатов это не беспокоит. Им главное, чтобы олигархи платили поменьше налогов, чтобы не обеспечивать учителей и врачей жильем.

«Мы этот законопроект уже перерегистрировали и будем добиваться его принятия в дальнейшем. Думаю, ближе к выборам буржуазные депутаты вспомнят об избирателях, и это даст шанс на прохождение многих важных законопроектов, которые выдвигает КПУ», – утверждает Петр Симоненко.
Вернуться назад