Кодекс меняет бизнес

Кодекс меняет бизнес
Пока парламент вновь принялся за доработку Налогового кодекса, этот документ вот уже полгода как воплощается в жизнь. Причем перемены, запущенные в январе текущего года и ускоренные 1 апреля, пока не дали обещанного кардинального улучшения, однако привнесли в работу предпринимателей ряд сложностей.

Кодекс постепенно меняет лицо бизнеса. Для этого достаточно посмотреть на миграцию компаний по офисам на центральных улицах городов. Сфера услуг постепенно сдает свои позиции фармацевтам, финансистам и элитной торговле.

Дело в том, что вынужденным платить по повышенным ставкам «единщикам», лишившимся к тому же возможности оказывать услуги крупным предприятиям-плательщикам НДС, приходится экономить. «Раньше наша парикмахерская арендовала помещение в центре города. Однако теперь мы отказались от данного офиса, хотя многие клиенты уже привыкли к этому месторасположению. Сейчас арендуем меньшее помещение в Куйбышевском районе. Ведь рост минимальной зарплаты, налогов, коммунальных платежей – все это ложится на себестоимость, а сильно поднимать цену услуги мы не можем, чтобы не растерять оставшихся клиентов», – делится впечатлениями администратор парикмахерской Людмила Ивановна.

Запрет юрлицам работать с упрощенцами прежде всего ударил по предпринимателям, у кого себестоимость услуг превышает 60% оборота и есть наемные сотрудники. Например, производство продукции для бизнеса офисной мебели, мелкие перевозки, полиграфия, услуги по ремонту офисов и производственных помещений. Чтобы заработать, таким предпринимателям необходимо вначале закупить материалы и оборудование.
«Сейчас клиенты-юрлица согласны с нами работать, но при условии, что им сделают около 25% скидки (для оплаты налога на прибыль). Но при нашей марже в 30-40% на объекте «скинуть» 25% на уплату налогов невозможно. Просто не будет смысла работать. Даже если за год удастся оказать услуги по максимуму (на 500 тыс. грн.), а себестоимость из них составляет 300 тыс., то от 200 тыс. прибыли нужно отнять 130 тысяч на налоги. На зарплату для двух человек тогда остается 3-3,5 тыс. в месяц», – отмечает Артем Буслаев, предприниматель из Макеевки.

Главной проблемой налоговой реформы в Украине, судя по всему, является то, что она оказалась несколько далека как от народа в лице предпринимателей, так и от государственной машины, включающей в себя бюджет, Пенсионный фонд, другие государственные конторы, имеющие непосредственное влияние на бизнес.

Ярким подтверждением является тот факт, что многие предприниматели, сохранившие свой бизнес после 1 апреля, затрудняются четко определить, какие пункты кодекса их не устраивают, помимо апрельских тезисов.

Между тем, несмотря на реформу, в ходу у предпринимателей стандартный набор жалоб. Это плановые поборы проверяющих организаций. «Да, они предупреждают, как положено, за две недели. Потом приходят и все равно что-то находят. Выписывают штраф за невывоз мусора на 150 грн., берут же 600. Точно так же поступают и другие проверяющие, аргументируя это тем, что нужно выполнять план по налогам в бюджет. Ну и что изменилось в таком случае?» – задается воп­росом один из предпринимателей, вынужденный закрыть одно из направлений своего бизнеса. При этом с тем, что кодекс как таковой стране и бизнесу был нужен, большинство спорить не собирается, поскольку они сами нередко становились свидетелями того, как крупные компании минимизировали налоги через созданных ими же «единщиков». Однако в комплексе система не изменилась.

Например, повсеместного введения кассовых аппаратов, которыми так пугали предпринимателей, пока не видно. Далеко не во всех магазинах брендовых вещей в торговых цент­рах озаботились установкой кассовых аппаратов. В лучшем случае они выписывают вам товарный чек, если вы не забудете попросить. И такая практика – сплошь и рядом. В конце концов предприниматели отмечают, что и касса не панацея. Ведь всегда есть постоянные клиенты, которым можно чек не пробивать. «А если речь идет о крупной покупке в несколько десятков или сотен тысяч гривен, то практически можно быть спокойным, что это не контрольная закупка. У наших госорганов просто нет средств на такие операции», – считает один из наших собеседников.
Запланированные поправки в Налоговый кодекс, которых предприниматели ждут с апреля, вселяют в них сдержанный оптимизм. Прежде всего радует их возврат возможности для «единщиков» работы с плательщиками НДС при уплате налога с оборота. Однако делать выводы никто не спешит, слишком долго разрабатываются изменения и неизвестно, в каком виде они пройдут через парламент.

Дмитрий ШИШКИН,
Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад