«Льготные» деньги

«Льготные» деньгиВ конце мая правительство планирует принять программу, предусматривающую замену льгот на проезд выплатой адресной денежной помощи. Если все пойдет по плану, реформа заработает уже в конце следующего года. Новая система имеет все шансы обрести поддержку тех, кого она затронет, вопрос лишь в том, будет ли закладываться в бюджете достаточная сумма.

Монетизация льгот – давно назревшее решение, которое уже много лет обсуждается в коридорах власти. Однако расстояние между словами и делами весьма велико, поэтому воз и ныне там. Одним из сдерживающих факторов, по всей видимости, стал опыт соседней России, где монетизация льгот привела к сильному недовольству населения (кстати, чиновник, курировавший проведение монетизации, сейчас трудится послом РФ в Украине).
Как бы то ни было, противостоять логике развития социальной политики трудно даже в Украине, поэтому Кабинет министров как никогда близок к решению о монетизации льгот. Для начала – в сфере городских пассажирских перевозок.

Логичное решение

Можно привести аргументы как «за», так и «против» данного решения, однако трудно отрицать, что адресная помощь льготникам более логична, нежели выплата компенсаций компаниям-перевозчикам.
Более того, право на бесплатный проезд фактически дискриминирует людей с ограниченными физическими возможностями, ведь многие из них никогда не воспользуются общественным транспортом. Государство, таким образом, дотирует социально активных льготников в ущерб прочим.
«Для инвалидов, которые имеют право на льготу, но не пользуются ею, это было бы плюсом, – полагает заместитель начальника Управления труда и социальной защиты населения Краснолиманского городского совета Елена Яцюк. – Все зависит от размера суммы. Если человеку, который не может ездить на общественном транспорте, хватало хотя бы на одну поездку на такси в месяц – уже хорошо».
В целом на местах монетизацию поддерживают. «Вопрос обсуждается уже давно, и наша позиция, как людей, занимающихся социальной защитой, состоит в том, что адресная помощь должна быть внедрена. Этим сейчас и занимается правительство», –
утверждает начальник управления социальной защиты населения Волновахской райгосадминистрации Алла Петрова.

Каждый второй

В сущности, монетизация – всего лишь устранение промежуточного звена между государством и конечным получателем помощи. В настоящее время льготы распространяются следующим образом: человек бесплатно пользуется определенной услугой, а расходы, которые несет компания, оказывающая эти услуги, компенсирует государство, перечисляя средства на счет данного предприятия. К сожалению, работает схема с перебоями, руководители компаний-перевозчиков сетуют: государство возмещает лишь малую часть убытков.
Что, впрочем, неудивительно, ведь льготников в нашей стране – огромное количество. Два года назад в правительстве говорили о 26 миллионах украинцев. По всей видимости, цифра получена путем простого сложения числа граждан, имеющих те или иные льготы, а значит, одного человека могли посчитать несколько раз. Но и с такой поправкой масштаб все равно внушителен. «Даже если эти цифры лгут, они лгут весьма впечатляюще», – отмечал по схожему поводу американский прозаик Джозеф Хеллер.
Хотелось бы думать, что необходимость экономить бюджетные деньги подтолкнет государство к мысли о важности отделения зерен от плевел. По неподтвержденным данным, получателей адресной помощи будет меньше, чем льготников. Скажем, Кабмин более не намерен дотировать… депутатов. Помощь для пользования транспортом получат только мало­обеспеченные, ветераны, инвалиды и пенсионеры.

Механизм

Монетизация предусмотрена Государственной программой развития конкуренции на 2014-2024 годы. Работа над механизмом определения получателей адресной помощи уже идет. Одной из необходимых составляющих ее выплаты является запуск базы данных, содержащей в себе сведения обо всех, кто имеет право на те или иные льготы. В свое время Мировой банк выделял Украине 100 млн. евро на разработку единого реестра льготников. Утверждается даже, что база создана. Только вот на ее модернизацию снова необходимы деньги. На сей раз – 50 млн. грн.
Справедливости ради стоит отметить, что принципиального решения о монетизации пока нет. Новейшая украинская история знает множество примеров, когда разрабатываемый в правительстве документ затем отвергался либо самим же правительством, либо Верховной Радой.

В ближайшие годы

Введение адресной помощи, по всей вероятности, произойдет не раньше конца 2014 года. В нынешнем же году проект будет апробирован на Винницкой области. Отвечая на вопрос о том, на какую сумму могут рассчитывать льготники, министр соцполитики Наталья Королевская отметила: «Каждый регион называет свою сумму», и добавила, что, по ее мнению, сумма должна быть одинаковой для всех граждан Украины. Последний тезис весьма спорен, поскольку в разных городах страны стоимость проезда отличается, причем порой – в разы.
Заведующий сектором организации городских пассажирских перевозок Горловского городского совета Сергей Харитонов, как и другие собеседники «Жизни» в органах местной власти, не стал называть сумму, которой бы хватило одному льготнику, но припомнил, что в советское время размер дотации просчитывался из расчета восемь поездок в месяц.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад