Они стали первыми...

Они стали первыми...
Впервые за 20 лет независимой Украины в начале 2011 года была учреждена Государственная премия в области образования в пяти номинациях, в том числе за научные достижения в области высшего образования.

И первыми ее лауреатами стала группа профессоров Донецкого национального технического университета: ректор Александр Минаев, первый проректор Александр Троянский, проректор по международному сотрудничеству Илья Навка и три декана языково-технических факультетов (немецкого, французского и польского) – Виктор Калашников, Геннадий Клягин и Александр Макеев за внедрение в учебный процесс инновационных технологий обучения и воспитания, обеспечивающих интеграцию отечественного высшего образования в европейское и мировое пространство.

Тенденции развития инженерного образования требуют подготовки нового поколения специалистов, которые сориентированы на современные достижения науки и техники, знакомы с техническим уровнем ведущих фирм и хорошо владеют иностранными языками. Осознавая ответственность за кадровую поддержку реформ в Украине и хорошо понимая, что евроинтеграционные процессы основаны, прежде всего, на подготовке специалис­тов высшей квалификации европейского уровня, ректорат ДонНТУ еще в начале 90-х годов взял курс на реорганизацию системы международного сотрудничества и системы языковой подготовки студентов. Эксперимент профессора Виктора Калашникова, первым в Украине создавшего вместе с коллегами из Магдебургского технического университета при поддержке фирмы «Сименс» и службы академических обменов Германии DAAD Немецкий технический факультет, оказался более чем удачным. Его опыт был позаимствован при создании в ДонНТУ еще двух языково-технических факультетов – французского и польского – и рекомендован для распространения в других вузах Украины. Сейчас аналогичные факультеты действуют в Харьковском национальном техническом университете и Ивано-Франковском национальном университете нефти и газа.

Студенты ДонНТУ, обучаясь на языково-технических факультетах, получают инженерное образование и качественно овладевают одним или даже несколькими иностранными языками. Часть специальных дисцип­лин им читают преподаватели, которые прошли длительные научные или педагогические стажировки за границей и свободно владеют соответствующим языком. Занятия проводят также командированные в ДонНТУ зарубежные преподаватели.
Эта работа приносит ощутимые результаты: количество студентов ДонНТУ, обучавшихся в европейских вузах, насчитывает уже не одну сотню. На различного рода практиках, стажировках и включенном обучении в Германии только в этом году побывали 40 студентов вуза, а в Польше – 25. Десятки студентов обучаются по программам, синхронизированным с программами ведущих университетов Европы, что дает им возможность получать в итоге два диплома – ДонНТУ и соответствующего европейского вуза. Многие выпускники продолжают повышать уровень своей подготовки, обучаясь в аспирантуре или проходя длительную научную стажировку в научных центрах Франции, Польши и Германии.

Подготовка в Украине специалистов европейского уровня вносит вклад в борьбу с проблемой утечки мозгов за границу. Большинство выпускников ДонНТУ с опытом европейского образования успешно находят свое место на отечественном рынке труда, в основном на фирмах, специализирующихся в украинско-европейском бизнесе.

В заключение надо подчеркнуть, что Украина, отметив Государственной премией эту уникальную, с блестящими практическими результатами работу профессуры ДонНТУ, признала заслуги деканов языково-технических факультетов, уже отмеченные в свое время высокими правительственными наградами Германии, Франции и Польши.

Елена Коваленко
Вернуться назад