Номерное нововведение

Номерное нововведениеС декабря 2013 года украинцы получат возможность сохранить номер мобильного телефона при смене оператора. Услуга должна стать бесплатной, а процесс будет занимать не более суток. Единственная проблема состоит в позиции крупных игроков рынка, которые уже несколько лет пытаются оттянуть введение новации на более отдаленный срок.

Временные рамки

Нововведение стало возможным после того, как Национальная комиссия регулирования связи и информации поддержала решение «Об утверждении Положения о предоставлении услуг по переносу абонентских номеров и использовании персональных номеров». Работа над документом была начата после принятия соответствующих законодательных изменений в июле 2010 года.

В том, что положение приняли лишь спустя 2,5 года, вина операторов мобильной связи. Именно две крупнейшие компании на рынке – «Киевстар» и МТС – настаивали на невозможности введения услуги из-за отсутствия спроса на MNP (от англ. Mobile Number Portability – переносимость мобильного номера), дороговизны требуемого оборудования и необходимости прописать четкий механизм реализации.

Убедить комиссию у мобильных операторов не получилось. А вот к компаниям, предоставляющим услуги стационарной телефонной связи, требования совсем другие: при наличии технической возможности они могут начать предоставлять услугу с 2015 года, но обязательным ее предоставление станет лишь в 2025 году.

Простой механизм

Сменить абонента, сохранив при этом номер, можно либо отправив SMS-сообщение на специальный номер, либо заполнив анкету на сайте оператора, либо обратившись в центр по обслуживанию абонентов. Во всех случаях о ваших действиях будет знать исключительно принимающий оператор.

Односторонний порядок уведомления – одна из основных претензий телекоммуникационных компаний, полагающих, что это усложнит ведение корректной статистики. Один из важных показателей в отчетности операторов – ARPU (сумма, которую средний абонент тратит в месяц). Если количество абонентов будет невозможно точно установить, то ARPU неминуемо снизится.

Существует неприятный момент и для рядовых пользователей. Возможность смены оператора с сохранением номера может привести к определенной путанице: звоня абоненту, номер которого начинается на 050, вы больше не сможете быть на 100% уверены, что это МТС, а не «Киевстар», «life :)» или даже какой-нибудь «Интертелеком» или «ТриМоб». Соответственно, будете неприятно удивлены, проверив счет на телефоне.

Расхождения операторов

Главным лоббистом данного решения был третий по числу абонентов мобильный оператор – «life:)». Там надеялись добиться внедрения услуги еще несколько лет назад, поскольку считали, что нежелание менять номер – главная причина, сдерживающая рост абонентской базы сравнительно молодого игрока рынка связи.

Официальная позиция компании «МТС-Украина» сводится к тому, что, во-первых, абонент должен проинформировать о переходе обе стороны, а во-вторых, за возможность сменить оператора нужно платить (причем тому оператору, от услуг которого абонент отказывается). В Голландии отступные составляют 25 евро, в Германии – 24, в Италии – 10.

Интересно, что с 1 декабря 2013 года возможность сменить оператора, не покупая новую сим-карту, появится и в России. Там размер платы предстоит определить правительству, однако при разработке законопроекта высказывалось предложение о плате не более 100 рублей (26 грн.).

Позиция операторов

Наиболее спорным положением представители операторов называют создание единой централизованной базы данных перенесенных номеров.

Администрировать базу будет компания, которая победит в тендере. Ее услуги обойдутся абонентам в 1 копейку с каждого звонка.

Кроме того, к неурегулированным вопросам относится судьба остатка средств на счету абонента. В документах, принятых Национальной комиссией, об этом попросту ничего не говорится.

Операторы рынка мобильной связи ожидают, что услуга не будет пользоваться спросом. По их оценкам, услугой воспользуются не более 3-5% пользователей. Эти данные основываются, прежде всего, на опыте других стран. Так, в Великобритании за восемь лет существования услуги оператора сменили 8% абонентов, в Германии за четыре года – 1%. В Беларуси за год оператора сменили 2000 человек.

В том, что положение о сохранении номера при смене оператора приняли лишь спустя 2,5 года, вина операторов мобильной связи. Именно две крупнейшие компании на рынке – «Киевстар» и МТС – настаивали на невозможности введения услуги из-за отсутствия спроса...


Также начальник департамента по связям с общественностью мобильного оператора «life :)» Оксана Рудюк сообщила «Жизни», что в компании позитивно воспринимают нововведение, но все же считают необходимыми и дальнейшие шаги в данном направлении. «Популярность услуги переносимости номера, а соответственно и перемещение абонентов из одной сети в другую будет полностью зависеть от дальнейших законодательных шагов на рынке мобильной связи. Конечно, внедрение MNP повысит конкуренцию на рынке. Однако, вместе с тем, сложившаяся на рынке мобильной связи Украины ситуация с замыканием трафика внутри сетей операторов может оказаться существенным барьером для широкого использования этой услуги абонентами», – отметила Оксана. Также начальник департамента по связям с общественностью сообщила, что в «life :)» считают необходимым внедрение регулирования компаний с существенной рыночной долей.

Начальник Донецкого отделения компании «Киевстар» Александр Курдюков предполагает, что нововведение никак не повлияет на ситуацию. «Мы не предполагаем значительного оттока абонентов (как и не рассчитываем на серьезный их приток). Вообще, мы считаем, что запоздалое внедрение MNP значительно не изменит ситуацию на рынке», – заявил «Жизни» Александр Александрович.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад