Потеснили Китай

Потеснили Китай
Об экспансии Поднебесной на наш рынок сказано-пересказано немало. В то же время покупатели раскрученных обувных магазинов шахтерской столицы, да и всей Украины, все чаще останавливают свой выбор на обуви с надписью «Made in Ukraine».

Конкуренция обязывает...

Оказалось, что единственный отечественный производитель, чья продукция представлена в магазинах сети «Интертоп», – Макеевская и Артемовская обувные фабрики «Аспект». Кстати, если говорить об украинской обув­ной промышленности в целом (в регионе легпром с начала года – в минусе), то, по мнению экспертов, она находится далеко не в плачевном состоянии. За последние 15-20 лет в Украине было создано несколько десятков достойных предприятий с высоким техническим уровнем и умелым менеджментом. Иначе в условиях жесточайшей конкуренции они бы не выжили: такая судьба постигла многих. Остались лучшие.

Оно и понятно, конкурировать на оте­чественном рынке обуви, где представлена «одежда для ног» из полусотни стран мира, непросто. И, тем не менее, обувной фабрике «Аспект» это удается. По итогам 2011 года предприятие планирует выпустить 400 тысяч пар. Такой показатель – максимален с учетом нынешних мощностей. Одним словом, за последние шесть лет, которые стали новым периодом в развитии фабрики после смены собственника, она вышла на запланированный производственный рубеж. И, судя по всему, готова к новому.

Подъехав к фасаду Макеевской обув­ной фабрики, сложно не заметить фуры с иностранными номерами. В них грузят обувь уже нового сезона «Весна – лето 2012» по заказу крупной итальянской компании. В этом году по давальческой схеме на предприятии планируют произвести 250 тысяч пар обу­ви. Надо признать, что в последнее время делаются разные оценки вклада в экономику отечественных легковиков, работающих с давальческим сырьем. Скажем, по мнению представителей Лиги производителей обуви, кожгалантереи, меховых изделий и кожаных товаров «Укркожобувьпром», давальческие схемы нельзя уничтожать, так как они сохранили потен­циал, профессиональные мощности, интеллект на выживших предприятиях отрасли.

Всегда рядом

И все же обувщики «Аспекта» из года в год работают над тем, чтобы нарастить выпуск продукции под собственными торговыми марками. По словам Андрея Морщагина, директора Макеевской обувной фабрики, за два года работы с компанией MTI, объединяющей магазины «Интертоп», «Plato», «Kidditop», фабрикой на 50% увеличены поставки взрослой и детской обуви на украинский рынок. Очевидно, что это не предел. Недавно на предприятии побывали представители торговой компании MTI, ознакомились с производством, тем самым подтвердив свою заинтересованность в продолжении сотрудничества.
Кстати, недавно Артемовская обув­ная фабрика, которая шьет обувь на внутренний рынок, получила дополнительный заказ на демисезонную обувь от донецких магазинов. С такой задачей предприятие справилось за две недели и уже готово приступить к выпуску обуви весенне-летней коллекции следующего года. Понятно, что выполнить заказ за такой короткий срок, скажем, китайские производители не могут. Поэтому торговцы ценят то, что предприятия «Аспекта» находятся в регионе. К тому же его цеха оснащены импортным оборудованием, позволяющим выпускать качественную обувь из натуральных материалов.

Не секрет, что украинские обувщики сильны в выпуске качественной весенне-осенней, зимней мужской, женской и детской обуви из натуральной кожи в среднеценовом сегменте. Но по летнему и пляжному ассортименту многим предприятиям конкурировать с Китаем пока сложно, в первую очередь, в ценовом факторе. Кроме того, комплектация этого ассортимента требует широчайшего спектра материалов, которые производятся в Поднебесной. По мнению аналитиков, все же есть реальные перспективы для решения такой проб­лемы. Это во многом будет зависеть от того, удастся ли победить "серый импорт".

Оптимальная пропорция

– На мой взгляд, проблемы в легкой промышленности, – говорит Андрей Морщагин, – схожи с теми, которые есть в других отраслях. Возможно, легковики сильнее переживают последствия теневой занятости, из-за которой тем, кто честно платит налоги, конкурировать на рынке сложнее. Считаю, что пока не выздоровеет вся экономика, не закончатся проблемы и в нашей отрасли.

Стоит отметить, что в последние два года фабрика уверенно расширяет географию поставок в Украине. Среди новых заказчиков значатся крупные и мелкие магазины Донецка, Киева, Харькова, которые торгуют взрослой и детской обувью. Безусловно, это является предпосылкой для увеличения доли выпуска собственной продукции. По итогам года «Аспект» выпустит 40% «своей» обуви и 60% – по давальческой схеме. В ближайшей перспективе готовы придерживаться пропорции 50 на 50.

– В этом году фабрики «Аспекта» выйдут на запланированные объемы с учетом имеющихся мощностей, – рассказывает Андрей Морщагин, – мы готовы идти дальше по курсу развития. По нашим подсчетам, в ближайшее время нам под силу нарастить объемы выпуска обуви в 2,3 раза. Понятно, что необходимы инвестиции для закупки оборудования. Но не они главное условие. Куда важнее подобрать новых работников, обучить их, потому что именно от уровня квалификации швей, затяжчиков и т.д. зависит, сможем ли мы выполнять большие заказы качественно и в оговоренные сроки. Кстати, в сентябре средний уровень оплаты труда на предприятии составил 2150 грн. (против 1 900 грн. в сентябре 2010-го). В то же время средняя зарплата по отрасли в регионе – 1600 грн.

Перезагрузка

Интересно, что история создания украинской обуви начиналась с обработки кожи: ее изначально не шили, а закладывали специальными складками, привязывали к ногам длинной веревкой, морщили. Отсюда пошли названия первой обуви из кожи: морщуны, постолы, ходаки. В Донбассе история производства кожаной обуви связана с открытием в 1941 году Макеевской обувной фабрики. Так тогда государство позаботилось о занятости женской половины жителей промышленного города. В свое время фабрика "Аспект" являлась крупным производителем, выпускавшим до 4,1 млн. пар обуви в год. Продукция фабрики пользовалась огромным спросом не только на территории бывшего Союза, но и за его пределами.

Напомним, что в октябре 2005 года целостный имущественный комплекс Макеевской обувной фабрики "Аспект" был приобретен обществом с ограниченной ответственностью «Донпроммаш». Тогда закупили и установили новое современное оборудование, отвечающее всем требованиям и потребностям рынка обуви в Украине и за ее пределами. В этом году макеевские обувщики еще раз доказали: их продукция по-прежнему востребована. И в регионе, где традиционно делают ставку на тяжелую промышленность, могут работать и успешные производители обуви.

Наталья ПИЛИПЕНКО
Вернуться назад