Миграции малого бизнеса

Миграции малого бизнесаЭкономические реалии регулярно вносят свои поправки в развитие бизнеса. Причем зачастую для того, чтобы понять происходящие изменения, не обязательно обладать специальными знаниями – достаточно наблюдательности и умения делать выводы. В результате иногда складывается весьма забавная картинка.

Самым простым способом наблюдения за бизнес-процессами, безусловно, является прогулка по городу. Именно улицы, а точнее, расположенные на них офисы являются лицевой стороной сферы услуг.

География обитания

Еще не так давно Банковой можно было назвать не только улицу в столице, где расположена Администрация президента Украины, но и многие центральные улицы Донецка. А все потому, что обилие офисов самых разнообразных банковских учреждений на участок площади здесь бил все мыслимые рекорды. Но грянул кризис 2008 и в ранее отремонтированных комфортабельных офисах на первых этажах зданий все чаще стали мелькать «белые пятна» на офисной карте Донецка. Таблички «Аренда» очень быстро сменили неон банковских вывесок.

По официальным данным, только в 2008 году ликвидировано 43 филиала, в 2009 году - 222, в 2010-м - 351. Данных по 2011 году нет. А к 1 января 2013-го количество точек финучреждений сократилось еще на 458, сообщили в Нацбанке.

Но есть сферы, неподвластные кризису. Интересную закономерность можно отметить на ул. Кирова. Сразу даже трудно предположить, для какого же вида бизнеса наиболее комфортной окажется эта улица в Ленинском районе Донецка, вблизи металлургического завода. Если бы старая традиция называть улицы по внешним признакам и расположенным на них заведениям сохранилась, то Кирова стоило бы переименовать в Цирюльную, или в крайнем случае на Парикмахерскую. Очень уж живописно разбросаны по ней различные «салоны», «кабинеты», «центры» красоты и парикмахерского искусства с самыми экзотическими и географическими названиями.

Перекрестки же возле узловых остановок общественного транспорта впору называть Фармацевтическими площадями из-за обилия аптек – от киосков до супермаркетов. То, что кризис фармбизнесу не помеха, а чуть ли не подспорье, заметили даже в правительстве. Потому Минздрав решил внести ряд других существенных изменений в лицензионные условия для фармацевтических дистрибьюторов. Ведомство, в частности, намерено установить минимальное расстояние между аптеками – 300 метров для городов-миллионников, 500 – для меньших населенных пунктов. Данное правило будет распространяться только на новые аптеки. «Сейчас наблюдается ситуация, когда аптеки открываются дверь в дверь. Они конкурируют не за счет цен, а за счет ухудшения условий хранения лекарств, квалификации персонала. Введение нормы пешеходной доступности позволит навести порядок в этом вопросе», – прокомментировал инициативу глава Госслужбы лекарственных средств (Гослекслужбы) Алексей Соловьев.

Неперелетные птицы

В то же время в городе есть также и очаги постоянства, которым уже давно бы пора претерпеть изменения к лучшему. Применительно к сфере услуг здесь стоит прежде всего выделить рыночные территории, сохранившиеся в городе. Рынок возле ж/д вокзала хотя и понес определенные потери в виде снесенных малых архитектурных форм при строительстве нового вокзала, свой базарный дух сохранил в целости и сохранности. Достаточно сделать несколько шагов вправо от нового, облицованного стеклом здания, как погружаешься в причудливый мир лоточной торговли в худшем ее проявлении, где рыба может соседствовать с молоком, носками и книгами, а постоянная грязь под ногами и льющаяся с крыш палаток вода не дают расслабиться ни на минуту.

Немногим лучше ситуация и еще на одной точке торговой карты города – возле ТК «Маяк». Здесь, правда, ассортимент более интеллектуальный – радиоэлектроника, телефоны, книги, канцелярия. Но принцип организации и сервиса почти тот же. При этом появившаяся информация о том, что после 2015 года тут может возникнуть современный торгово-развлекательный комплекс, почему-то была воспринята в штыки. «Большое торгово-базарное объединение», – так в свое время охарактеризовал «Маяк» мэр Донецка Александр Лукьянченко, предложивший арендаторам совместно с предпринимателями на кооперативной основе вложиться в строительство на этой территории современного торгового центра. Однако косметические изменения, предпринятые арендатором, которые, скорее всего, влетели в копеечку предпринимателям, на деле ситуацию не изменили. «Эта земля находится в аренде у города, и срок аренды истекает в 2015 году. До этого времени и здание торгового комплекса, и рынки будут работать. После, вероятнее всего, появится новый собственник – переговоры уже идут. И он сам решит – оставить радиорынок или нет, но в один момент убрать куда-то 1200 арендаторов нереально!» – считает руководитель ОАО «ТК «Маяк» Виктор Никитин.

Между тем такая нереальная задача в свое время в Донецке уже была решена. Достаточно вспомнить опыт сноса торговых рядов на Горсаде, который хотя и сопровождался акциями протеста предпринимателей, в конечном счете жителями был воспринят положительно. Стоит отметить, что в своем стремлении изменить облик старых рынков Донецк не одинок. Этот путь уже прошли в Белоруссии, по нему идут Киев, Харьков. А территория в 10 га, которую занимает «Маяк» и прилегающие к нему торговые площади в центре города, может стать объектом приложения усилий целого ряда инвесторов.
Вернуться назад