Тарифный залог

Тарифный залогТарифы на услуги ЖКХ снова попали в центр внимания. Очередное повышение, о возможности которого не говорит только ленивый, имеет массу предпосылок, но… не имеет смысла, если система будет продолжать работать как и прежде.

Мы уже привыкли перекладывать ответственность за собственные неурядицы на внешние факторы. Инфляцию мы с упорством, достойным лучшего применения, регулярно «импортируем», а тарифы на услуги ЖКХ вынуждены повышать в соответствии с требованиями Международного валютного фонда, очередная миссия которого, по мнению большинства экспертов, сделает жилищно-коммунальное хозяйство залогом будущего сотрудничества.

Когда речь заходит о ЖКХ, мало просто свести цифры и найти общий знаменатель. Услуга должна не только стоить тех денег, которые затрачены на ее поставку, но и соответствовать минимальным требованиям по качеству.


Казалось бы, где МВФ, а где – наше ЖКХ? И масштабы разные, и буквы совсем не похожи. Но как бы мы ни относились к зарубежным экспертам, стоит согласиться, что более насущной реформы, которая обязана стать эффективной, чем наведение порядка в этом секторе жизнеобеспечения страны, попросту нет. Ведь сталкиваясь с реалиями коммунального сектора, ежедневно убеждаешься в том, что мы действительно являемся заложниками системы.
В этой ситуации главное – уяснить на уровне государства, области, города, как заставить ее работать эффективно. И при этом не забыть доступно разъяснить все шаги населению.

Повышением сыт не будешь
Эксперты единодушны: повышению тарифов быть.
«Правительство будет просто вынуждено пойти на изменение тарифной структуры, – считает директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. – И, вероятнее всего, это произойдет в марте – то есть в период, когда коммунальные счета традиционно снижаются. Шоковым повышение не будет – вероятнее всего, тарифы поднимутся на 15-20 процентов. Меньше – нет смысла, так как и отдача будет минимальной. Но и больше поднимать не нужно, поскольку в первую очередь нам важно продемонстрировать МВФ, что первый шаг уже сделан». Дальнейшие темпы повышения в большой степени зависят от переговоров с МВФ.
Почему же наши кубометры и гигакаллории получают такую жесткую валютную привязку? С одной стороны, все ясно. МВФ хочет кредитовать государство со сбалансированной, пусть и не очень эффективной, экономикой. По словам главы Нацкомуслуг Валерия Саратова, тариф для населения на водоснабжение-водоотведение в среднем по Украине покрывает около 60% себестоимости услуги, а тариф на тепловую энергию –
70% себестоимости. И это не говоря о столь «дорогом» для всех участников процесса газе.
Однако когда речь заходит о ЖКХ, мало просто свести цифры и найти общий знаменатель. Важно соблюдать принципы рыночной экономики и математически, и фактически.

Комментарий

Начальник главного управления жилищно-коммунального хозяйства Донецкой областной государственной администрации Ольга Соловей:

– На сегодняшний день убыточность тарифов на услуги ЖКХ является одним из главных сдерживающих факторов для привлечения инвестиций.

Действующие в настоящее время цены соответствуют себестоимости теплоснабжения на 56%, водоснабжения и водоотведения – на 62%, несколько лучше ситуация с жильем – 80%. В то же время стоит отметить, что приведение тарифов в соответствие с себестоимостью еще не означает решения всего комплекса проблем системы ЖКХ. Фактически это позволит поддерживать систему в рабочем состоянии, но говорить о серьезной модернизации, даже при экономически обоснованных тарифах не приходится. Здесь необходимо комплексное решение проблем с привлечением государственных ресурсов на проведение полноценного реформирования системы ЖКХ. Только после проведения масштабной модернизации мы сможем говорить о выработке действительно сбалансированных тарифов и качественных коммунальных услугах.

Другими словами, услуга должна не только стоить тех денег, которые затрачены на ее поставку, но и соответствовать минимальным требованиям по качеству.

Взять то же водоснабжение. Водоканалы Донецкой области на совещаниях сетуют, что даже при 100%-ной оплате со стороны населения не могут рассчитаться с поставщиком – компанией «Вода Донбасса». Между тем сам водный монополист областного значения констатирует в своих сетях по городам области потери на уровне 50-80%. Как поднять цену за воду, которую никто не получил? Ведь в конечном итоге ее стоимость так или иначе ложится на потребителей. И чем их больше, тем проще делить.

Казусы учета

Казалось бы, выход из ситуации – установка приборов учета. Этим озаботилось государство, определив последний срок, к которому квартиры и дома должны быть оборудованы всеми возможными счетчиками. Но, во-первых, если потери не только воды, но также тепла и других услуг сохранятся на прежнем уровне и будут заложены в тариф, то мы все равно даже по счетчику будем платить за неэффективность системы.

Кроме того, у приборов учета в украинских реалиях есть и еще одна особенность. Не так давно жители частного сектора в Донецке, проникшиеся идеей энергосбережения и научившиеся экономить газ, столкнулись с ноу-хау газовой службы – «сальдо». Именно такая графа появилась в платежках за газ. В ней учитывается тот газ, который вы… могли бы использовать по средним расчетам газовщиков. Другими словами, если вы сэкономили 200-300 кубометров и по показаниям счетчика заплатили меньше, то исходя из потребления прошлого года вам все равно напишут «сальдо». Но зачем нужна такая графа и что означает эта цифра в платежке, не могут внятно объяснить даже на «горячей линии» «Горгаза».

Если потери воды и тепла сохранятся на прежнем уровне и будут заложены в тариф, то мы все равно даже по счетчику будем платить за неэффективность системы.


Ну и, наконец, как учитывать расходы на квартплату? С одной стороны, счетчик здесь не поставишь, с другой – и так все видно. Но, как говорится, «к делу не пришьешь». Особенно это касается придомовой территории, которая сейчас, когда сошел снег, просто «расцвела» мусорным натюрмортом. Вроде бы и на субботник людей выгонять рано, и за уборку уже заплачено, а результат – налицо.

Пойти на принцип

Пока Нацкомуслуг изобретает велосипед в виде нескольких схем поднятия тарифов, а в правительстве рассуждают о том, что те, кто официально получает хотя бы среднюю зарплату, должны платить больше, можно с уверенностью сказать, что ситуация не изменится. Замена труб, модернизация котельных, энергосбережение – это правильные мероприятия, многие из которых у нас реализуются. Но это борьба со следствиями, а никак не с причинами. А вот открыть и обосновать информацию по формированию тарифа, заручиться поддержкой государства на модернизацию, определить сроки и ответственность сторон, и со всем этим выйти к потребителю, чтобы все понимали, кто и что поставляет, и кто за что платит, – это подвиг, на который пока мало кто способен.

Максим СТРЕЛЕЦКИЙ
Вернуться назад