Незаменимая основа самоуправления

Незаменимая основа самоуправленияДонецкая область активно перенимает польский опыт реформы местного самоуправления. Вчера наш край посетила делегация из Великопольского воеводства. Республика Польша начала реформирование еще в 1990 году, и теперь нашему западному соседу есть что рассказать Украине, которая только находится на пороге перемен в системе местного самоуправления.

Вчера, 11 февраля, начал работу польско-украинский семинар «Региональное развитие и территориальное управление в Польше и Украине». Мероприятия продлятся три дня, в течение которых украинские и польские работники органов местного само­управления и государственной власти поделятся опытом о местном само­управлении в Украине и Польше.

Важный опыт

О том, почему для проведения реформы критически важен именно опыт Польши, рассказал председатель Донецкого областного совета Анд­рей Федорук. «Украина и Респуб­лика Польша – две очень похожие страны, когда-то находившиеся в равных стартовых условиях, но в Польше процессы преобразования начались гораздо раньше. Кроме того, Польша получила достаточно много средств на реализацию реформ от Евросоюза, что позволило им успешно провести реформы. Одна из ключевых проблем для нас – использование средств, которые будут выделены на реформирование местного самоуправления.Реформирование – очень затратный процесс, поэтому к нему нужно подходить очень взвешенно», – заявил Анд­рей Михайлович, отвечая на вопрос корреспондента «Жизни».

Прошедший вчера семинар – лишь часть сотрудничества. По словам координатора проекта и эксперта по вопросам местного самоуправления и администрации в Бюро международного сотрудничества Маршалкивского управления Великопольского воеводства Игора Ксенича, следующим этапом станет трехнедельная стажировка четырех представителей Донецкой области. Работники местного самоуправления региона должны будут ознакомиться с принципами и подходами, которые применяются в Польше. Кроме того, поскольку во время взаимных визитов часто возникает проблема терминологии, то одной из задач станет составление словаря терминов регионального развития.

«Кто поедет на стажировку в Польшу, – пока неизвестно, – отметил исполнительный директор Ассоциации органов местного самоуправления Донецкой области Николай Загоруйко в комментарии «Жизни», – но желающих много, люди хотят подышать воздухом перемен, теми реформами, которые дали возможность кардинально улучшить уровень жизни территориальных громад. Средняя зарплата в Украине 340 долларов, а в Польше – 1200 долларов, и это цена реформ».

С научной точки зрения

Заместитель директора Института и руководителя Кафедры регионального анализа Института социально-экономической географии и планирования территорий Университета им. Адама Мицвевича в Познани Павел Хурски – единственный участник мероприятия с польской стороны, который не работает в органах местного самоуправления, а значит, может оценивать ситуацию объективно. Чтобы узнать положение дел в соседнем государстве с точки зрения ученого, корреспондент «Жизни» попросил профессора ответить на несколько вопросов.

Средняя зарплата в Украине – 340 долларов, а в Польше – 1200 долларов, и это цена реформ».

Николай Загоруйко


Сегодня Польша является достаточно успешным государством. Велика ли в этом заслуга реформы местного самоуправления?

По моему мнению, не бывает развития без самоуправления. Без внед­рения той системы местного само­управления, которая у нас есть, мы бы не достигли того, что у нас есть, это основа. Мы внедряли его постепенно, но уже в 1990 году провели реформу на локальном уровне, а он является самым важным. Мы дали возможность локальной громаде решать свои проб­лемы и предоставили им финансовые инструменты, а это – самое главное.

Во время обмена опытом работы обычно говорят об успешности, но также важно знать и неудачи. Что не получилось у Польши в рамках реформы?

Наибольшая проблема в финансовой самостоятельности. Мы постоянно дискутируем, было ли правильным решение о введении местного самоуправления на уровне повятов в 1999 г. Экономическая ситуация в повятах (районах) – самая сложная. Они выполняют свои задачи только за счет субвенций и дотаций и превращаются тем самым в кассиров, а это противоречит самоуправлению, потому что самоуправление – решение своих проблем. И теперь в Польше идет дискуссия, не ликвидировать ли повяты. И тогда будет два уровня – гмина и воеводства. В повятах больше всего средств тратятся на социальную помощь и на образование, а на инвестиции просто не остается средств.

Существует разделение на Польшу «А» и Польшу «Б» (развитый промышленный Запад и слаборазвитый аграрный Восток). Получается ли преодолевать этот разрыв?

К сожалению, пока что нам не удается уменьшить разницу в развитии. В целом, как государство мы приближаемся к уровню европейских государств, но разница между пятью самыми богатыми и самыми бедными регионами увеличивается. И это самый главный вызов, стоящий перед польским Министерством регионального развития. У нас даже есть специальная программа для этих самых бедных регионов, хотя лично я против, мне кажется, что она неэффективна. Проблема в том, что законодательство исключает самых бедных, они не могут получить помощь, потому что не отвечают определенным критериям.

Иван БУХТИЯРОВ
Вернуться назад