Востребованы – значит, живы

Востребованы – значит, живыТеории о скорой смерти печатных средств массовой информации, мягко говоря, не новы. Возникли они еще во времена становления и развития радио, которому, впрочем, так и не удалось перетянуть на себя газетную аудиторию. Немного больше на этой ниве добилось телевидение. Но сегодня, в век бурного развития информационных технологий, споры о грядущей кончине печатных СМИ вспыхнули с новой силой.

Ситуация на украинском медиа-рынке разительно отличается от сложившейся в западноевропейских государствах и США. Если там телевидение и радиовещание соблюдают баланс развлекательного и информационно-аналитического контента, то наше телевидение, в массе своей, уже давно ничего, кроме всевозможных шоу талантов и дешевых во всех отношениях сериалов, предложить зрителю не могут. Информационно-аналитические программы, которые наши мэтры так и не смогли сделать зрелищными, планомерно вытесняются из эфира политическими ток-шоу, у которых со зрелищностью как раз все в порядке, но вместо содержательности – откровенный балаган. Редкие новостные выпуски буквально тонут в пучине второсортного развлекательного контента, и выуживать их, чтобы получить свежую информацию о ситуации в стране и за рубежом, совершенно не хочется.

От информирования к развлечению

Откровенно говоря, современное украинское телевидение скорее развлекает своего зрителя, нежели информирует. О том, чтобы объяснить аудитории подоплеку тех или иных происходящих в стране событий и говорить нечего. Новости подаются максимально сжато, чтобы сэкономить эфирное время для трансляции очередных мыльных опер и рекламных блоков.

Примечательно, что телевизионщики постоянно укоряют газеты и журналы в том, что те выходят с четко установленной периодичностью, в то время как современный человек должен постоянно оставаться в курсе последних событий, а такую возможность может предоставить только телевидение. По факту же, чтобы добраться до свежих новостей, зритель должен получить в нагрузку уйму бесполезной информации и рекламы, впустую растрачивая время и нервы.

Лучше всего эту ситуацию проиллюстрировали минувшие новогодние праздники, когда, если судить по информации, полученной из телевизионных новостей, в стране не происходило ровным счетом ничего, кроме торжественных мероприятий. И только через несколько дней страна узнала о многочисленных авариях, пожарах и правонарушениях.

Исключение составляют разве что каналы регионального и городского уровня, которые от недостатка финансирования или нежелания работать могут сутками транслировать заседания всевозможных комиссий или скучные беседы с чиновниками. Проще говоря: зритель не получает ни информации, ни развлечения.

Музыка вместо информации

О радио и говорить нечего. В отличие от западных радиостанций, которые, помимо качественной музыки, наполняют эфир яркими репортажами, содержательными интервью и аналитическими ток-шоу, наши, за редким исключением, транслируют низкопробную отечественную попсу и развлекательные программы. По большому счету, все это интересно только автомобилистам, которые получают из коротеньких новостных блоков полезную информацию о ситуации на дорогах городов.

Вот и выходит, что получить информацию о последних событиях в стране и за рубежом, а также качественную аналитику, не затрачивая драгоценное время на просмотр изготовленных как под копирку программ, украинец может, только развернув свежую газету.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не всем гражданам это так уж необходимо. Многие довольствуются и короткими новостями, без всяких комментариев и пояснений. Однако у газет всегда была своя аудитория, состоящая из людей, которым интересны не только события, но и причины, по которым они происходят.

В погоне за оперативностью потеряли качество

Часть газетной и журнальной аудитории по всему миру переманили к себе интернет-издания, но к Украине это явление относится постольку, поскольку... В первую очередь из-за качества этих самых изданий. Если на общеукраинском уровне несколько качественных новостных порталов имеется, то в регионах с этим большие проблемы.

Большинство региональных интер­нет-СМИ предоставляет своей аудитории новости, позаимствованные у других изданий. Эксклюзивы откровенно надуманы и, что называется, «высосаны из пальца». А о количестве стилистических и грамматических ошибок и говорить нечего. В погоне за оперативностью подачи информации региональные порталы предоставляют своему читателю не статьи, а квинт­эссенцию ночных кошмаров литературного редактора.

Конечно, есть и многочисленные блоггеры или, как их теперь называют «гражданские журналисты», но пишут они о том, что интересно им, а не аудитории. К примеру, в преддверии упомянутых выше новогодних праздников, большинство блоггеров Донбасса рассказывали о подготовке к Новому году, приобретении елок и прочих событиях, имеющих мало общего с интересными новостями. А уж во время самих праздников ни о чем, кроме пресловутого факельного шествия в Киеве, узнать из блогов было невозможно.

Будем жить

Да, позиции печатных СМИ во всем мире несколько пошатнулись, и многие солидные издания, пытаясь не отстать от прогресса, даже выпустили часть тиража в цифровом формате. Но тут выяснилось, что аудитория печатной периодики не желает узнавать новости в Интернете, отдавая предпочтение напечатанному на бумаге.

В нашей стране, где о таких диковинках, как подписка на цифровую версию издания при помощи банковской карты, большая часть населения и не слыхивала, интернет-порталы не могут предоставить качественного контента, а телевидение и радиовещание окончательно перешли к развлекательной функции, нужную информацию могут предложить только печатные СМИ. И пока мы востребованы, ни о какой смерти не может быть и речи.

Игорь ГОМОЛЬСКИЙ
Вернуться назад