Ценный совет общественности

Ценный совет общественностиВчера завершился прием заявок от общественных организаций, выразивших желание участвовать в деятельности общественного совета нового созыва, созданного при Донецкой облгосадминистрации. Хотя потенциал такой формы работы не подлежит сомнению, два года деятельности общественных советов так и не дали ответа на вопрос, нужны ли они нашей стране.

Критерий истины

Создание общественных советов при различных органах власти началось в 2010 году, после соответствующего постановления Кабинета министров.

Общественные организации приняли самое деятельное участие в формировании советов. Скажем, в общественный совет при Донецкой облгосадминистрации вошла 71 организация (из примерно двух сотен активных). Впрочем, очень быстро выяснилось, что проблем значительно больше, нежели возможностей, по­этому деятельность совета оказалась парализованной, а его глава ушел в отставку.

За два года, которые прошли после формирования общественного совета при Донецкой облгосадминистрации, он ни разу не привлек к себе внимание донетчан, все его инициативы, как это ни прискорбно, остались лишь в протоколах заседаний.

Сей факт не кажется странным, если знать, что многие заседания совета посещали 10-15% его участников. Поскольку семь-десять человек не могут быть специалистами во всех сферах, к деятельности общественного совета в коридорах власти постепенно начали относиться с понятным скепсисом.
Примечательно, что общественные советы могут также создаваться и при городских советах, однако в столице Донбасса такую форму работы отвергли, как неэффективную, вместо этого муниципалитет принял положение «О порядке проведения консультаций с общественностью».

Очень осторожный оптимизм…

В конце минувшего года высказался на данную тему и руководитель аппарата –замес­титель губернатора Вадим Фомин. «На мой взгляд, ряд организаций, входящих в общественный совет, не нацелен на конструктив. Рабочий процесс был налажен только к окончанию каденции. Новый общественный совет будет избран 25 января, и, я думаю, что мы все вместе проведем работу над ошибками и сможем дальше выстроить серьезные, грамотные взаимоотношения между общественностью и властью», – заявил Вадим Валентинович.

Среди обстоятельств, препятствующих эффективной работе, выделим отсутствие взаимопонимания между общественными советами и органами, при которых они созданы. Кроме того, часть общественников считает, что выполнять такую трудоемкую работу без материального вознаграждения, по меньшей мере, странно. Да и финансирование общественного совета в целом пока оставляет желать лучшего. Хотя в 2012-м, как и годом ранее, на нужды общественников выделили 10 тысяч гривен, освоить их в минувшем году не удалось из-за проб­лем внутри совета и не всегда стабильной работы Госказначейства.

Несмотря на то, что в первый состав общественного совета при Донецкой облгосадминистрации вошли представители 71 общественной организации, большая их часть игнорировала заседания совета.

Не меньшую роль играет и нормативная документация. Скажем, члены общественных советов считают, что постановление Кабинета министров №996, которым и были созданы советы, нуждается в доработке. Надежды общественников, уповавших на внесение изменений в документ до конца 2012 года, не оправдались.

Впрочем, нормативные документы – это одно, но если персональный состав общественного совета нового созыва не начнет более ответственно относиться ко взятым на себя обязательствам, толку будет мало. Как сообщил газете «Жизнь» главный специалист Главного управления взаимодействия с общественностью и по делам национальностей и религий Сергей Симонов, количество членов общественного совета, по всей видимости, увеличится.

«Пока подали документы более 90 организаций, но будет еще больше, поскольку только за пятницу мы приняли документы примерно у 50 человек, а понедельник – последний день приема заявлений. Хотят войти в общественный совет общественные организации самой разной направленности: профсоюзы, благотворительные фонды, городские, экологические, казацкие, правозащитные, женские организации. Довольно много организаций, которые не были членами общественного совета», – отметил Сергей Константинович.

КПД пока минимален

В свое время общественные советы задумывались как форма влияния активных граждан на решения власти, однако практика пока мало соответствует задумке. И может ли результат быть другим, если решения общественных советов носят исключительно рекомендательный характер, а все дельные предложения тонут в море обсуждений? Да что там говорить об отдельно взятом совете, если даже заседание координационного совета общественных советов, на котором в свое время присутствовал автор, превратилось в обсуждение ради обсуждения. А ведь в его составе – только руководители данных органов, профессиональных провокаторов, которых можно встретить в составе общественных советов, там нет.

Губернатор Донецкой области Анд­рей Шишацкий еще полтора года назад очень точно высказался о потенциале и сегодняшнем положении дел в общественном совете. «Я хотел бы его трансформировать, наполнить реальными людьми и обеспечить ему рычаги влияния, в конце концов. Хотя это и не предусмотрено законодательством о местном самоуправлении, общественные советы должны иметь возможность заслушивать мэров городов. Я думаю, его функции должны быть подкреплены стимулами для того, чтобы мэры городов и главы громад с оглядкой на него смотрели», – заявил Андрей Владимирович.

На итоговом собрании общественного совета, прошедшем 21 ноября, многие его члены не отличались оптимизмом. Скажем, Владимир Кипень, избранный первым председателем общественного совета, но затем ушедший в отставку, заявил, что общественный совет не может существовать, если не выполняет своих функций. По мнению Владимира Порфирьевича, ни одна из четырех функций (экспертная, коммуникативная, контрольная, консультативная) так и не была выполнена.
Вернуться назад